Будем жить или выживать, покажет второе постатейное рассмотрение «кошелька» региона.

Ольга КОВАЛЕНКОВА

Вчера в первом чтении рассмотрели вопрос о бюджете на следующий год, а также на 2011-й и 2012-й. Главный финансовый документ вызвал массу споров и разногласий, хотя в целом большинство депутатов сошлись в одном: работа продолжится, а областная казна будет регулярно обновляться, как только у нас появятся дополнительные доходы или придет транш из Москвы.

– Доходная часть бюджета 2010 года сформирована практически на уровне базы 2008 года с учетом прогноза поступления средств в этом году и изменений как регионального, так и федерального законодательства, – пояснила заместитель председателя регионального правительства Татьяна Дейкун. – Основана она на консервативном сценарии, исходя из реальных возможностей экономики. Кстати, у нас запланировано снижение налога на прибыль. Для этого есть объективные причины. Каково финансовое положение большинства градообразующих предприятий, мы знаем. Компенсировать потери планируем за счет акцизов на алкоголь (в ходе изменения законодательства мы получим деньги по увеличенному нормативу – ред.). По ним предусмотрено примерно 400 миллионов рублей от строящегося пивзавода. Деньги будут приходить также и за счет увеличения поступлений по транспортному налогу.

Татьяна Александровна отметила, что социальные расходы в структуре затрат увеличены и составят 83 процента. В этом году – 71 процент. Планируется вновь сокращать траты на управленческий аппарат. Эту статью должны урезать на 30 процентов.

– Последнюю неделю мы работали над анализом доходных источников, – сказала депутат Законодательного Собрания Ульяновской области Алсу Балакишиева. – И просчитывали, сколько сможем получить в казну в 2010 году. Сумма, собираемая на территории субъекта средств, не будет отражать все расходы. Контрольные цифры мы ожидаем после принятия федерального бюджета в окончательном варианте. Планируется, что в Ульяновскую область направят 5,5 миллиарда рублей. Но и на местном уровне будем работать. К примеру, были замечания по сбору налогов. Сумма недоимки составляет 775 миллионов рублей. Мы считаем, что причина такого положения дел кроется в недобросовестном отношении налогоплательщиков в условиях финансового кризиса. Поэтому планируем подготовить список предприятий, которые, не платя, умудрились просить услуги у областных и городских властей. Второе, на что хочу обратить внимание, – заемные средства, предоставляемые нами сельчанам. По условиям договора, деньги также не поступили в областной бюджет. Запомните сумму в 220 миллионов рублей. Если предприятие находится в стадии банкротства, то эти деньги не должны уйти приставам ни в коем случае – мы обязаны вернуть их казне. Проанализировав 2008 год, считаем, что многие налоги, которые могли бы поступить в виде упрощенки или НФЛ, занижены. Поэтому при корректировке бюджета с учетом федеральной составляющей мы вернемся к их рассмотрению в декабре этого года. В условиях финансового кризиса нужно просчитать каждый рубль.

Однако не все так гладко, как может показаться на первый взгляд.

– Впереди еще долгие согласования и разборки с исполнительными органами власти, – прокомментировал главный финансовый документ первый заместитель председателя Законодательного Собрания Ульяновской области Александр Майер. – Однозначно будут внутренние передвижки. Сегодня при рассмотрении социальной составляющей бюджета оказалось, что на часть важных программ не заложено финансирование. К примеру, на такой проект, как «Чистая вода».

Впрочем, есть проблемы и с программой по переселению людей из ветхого фонда и другими. Видимо, поэтому некоторые парламентарии дали свою жесткую оценку: бюджет 2010-го – это бюджет выживания. Мол, будет область не в лучшем виде в следующем году, и жизнь сладким медом вряд ли кому покажется. В то же время отметили, что значительную финансовую поддержку получит сельское хозяйство. Суммы будут в разы больше, чем закладывались раньше. Однако окончательные выводы все-таки делать рано.

ДЕНЕЖКИ

Как распределились средства:

15,042 млрд. рублей – доходная часть,

16,867 млрд. рублей – расходная часть,

1,825 млрд. рублей – дефицит.