Только что закончившийся политический период, включивший в себя внесение изменений в Устав города Ульяновска и октябрьские муниципальные выборы, ознаменовался сенсацией, которая осталась как бы незамеченной участниками политических баталий, хотя и по разным причинам: одним это невыгодно, другим – неудобно. Но факт имеет место быть, и мы его просто фиксируем: ульяновская оппозиция после продолжительной болезни скончалась. Однако кончина ее, как и смерть известного персонажа, вынесенного в заголовок, не вызывает сожаления – умерла, так умерла. Рассмотрим обстоятельства, приведшие к этой смерти.

Смягчающим моментом может служить то, что некая политическая деградация имеет сегодня всероссийский характер – октябрьские региональные выборы оказались провальным для парламентской оппозиции по всей России. Для ульяновских оппозиционеров ахиллесовой пятой стал Устав города.

Борьба против изменений в Уставе города неожиданно бросила в объятья друг к другу всю нашу оппозицию, и правую и левую: коммунистов, либералов, патриотов и даже невнятные общественные организации. Но такая стратегия – каждое лыко в строку – не увеличила ее политическое влияние, а, в подтверждение теории, сделала маргинальным явлением и выбросила за границы политического поля.

А маргиналам, политическим истерикам и их громким скандалам люди уже не верят – приобрели какой-никакой демократический опыт, видят за ними просто борьбу за власть между разными кланами, и голосуют за свою синицу в руках. Поэтому яростные выпады «оппозиции» против введения поста сити-менеджера города, то есть городского хозяйственника, подкрепляемые обвинениями в готовящихся каких-то махинациях вокруг городской собственности, и не вызвали отклика у населения.

Почему? Человеку с улицы непонятно, почему сама идея разделения исполнительной (хозяйственной) и представительной власти на городском уровне вызвала такой протест. Ведь она реализована и работает в других регионах, работает на государственном уровне, и вообще это основной демократический принцип. Сама по себе идея сити-менеджера города выглядит вполне разумно, а то, что любое дышло можно повернуть в разные стороны – так это давно известно.

Тем более, что маргинализация нашей оппозиции отягощается еще определенным интеллектуальным бессилием. Взять хотя бы ее обращение к жителям Ульяновска, в котором соседствуют такие перлы как «лапша на уши», «антинародный режим», «антинародный проект», к которым ульяновцы «обязаны высказать свое отношение». Ульяновцы никому и нечем не обязаны, товарищи и господа, особенно вам! Вот в чем фокус их безразличия к призывам такого рода. Вот почему на него откликнулось аж более 30 человек!

Эклектичность этого обращения объясняют подписи под ним, где представлены все наши «оппозиционные силы», но ведь это не оправдание. Уже сложился стереотип, что любая оппозиция – это непременно скандал, а это очень плохая репутация.

Муниципальные выборы подтвердили итоги борьбы за Устав города: «Единая Россия» также одержала сокрушительную победу. Хотя эта победа – отнюдь не следствие ее силы, это следствие скорее политического бессилия ее оппонентов. Да, ЕР использовала в определенной степени административный ресурс, и так будет всегда – и во Франции партия власти как-то не может от него отказаться. Но есть ведь и оппозиционный ресурс, тоже достаточно сильное оружие, которое у нас до сих пор использовать не умеют. Вместо этого проще, конечно, закатить публичную истерику, подкрепляемую вескими аргументами типа: «И так все ясно!» Однако избирателю как раз ничего не ясно, а оппозиция сползает таким образом в маргинальное болото. К Владимиру Жириновскому. Раньше этой стратегии придерживался Жириновский, теперь к нему присоединяются остальные (не лучше ли будет в таком случае вступить в партию ВВЖ?). Такая вольфовизация оппозиции политически смертельна, тарелкины!

Неоспоримый факт, что результаты выборов совпали, в общем, с предварительными опросами общественного мнения. Факт, что в нашем регионе было зарегистрировано всего 36 обращений о нарушении избирательного законодательства, 23 из них было рассмотрено в судах, повторных апелляций не было. Таким образом, говорить о «массовых нарушениях» нет никаких оснований: приведенные нарушения отнюдь не массовые. Закатывая скандал, оппозиция просто компенсирует этим свое неумение вести текущую, повседневную политическую борьбу, неумение документально подтвердить факты нарушения правил голосования и т.д.

Другой незамеченной сенсацией прошедших выборов стал успех депутатов – самовыдвиженцев, которые в совокупности заняли второе место, вслед за ЕР. От всех оппозиционных партий вместе взятых избрано всего 24 депутата (18 – КПРФ, 5 – СР и 1 – ЛДПР), в то время, как самовыдвиженцы взяли 138 депутатских мандатов. Примечательно, что среди них много бывших единороссов – в одном из районов области они составили даже серьезную конкуренцию ЕР. Может быть это зачатки новой оппозиции, в том числе из бывших единороссов и из тех, которые еще станут бывшими?

Вот такая история приключилась с нашей оппозицией – она умерла. Несмотря и на благоприятную для нее политическую ситуацию – продолжающийся экономический кризис и рост протестных настроений в обществе. Что ж, если старый король умер – да здравствует новый король! Без внятной оппозиции, которая имела бы что сказать не власти, нет, а народу, в современном мире не выжить. Не выжить в том числе и «Единой России», которая, мягко говоря, очень несовершенна, по словам В.В. Путина.

Виктор Каменев