УПРАВЛЕНИЕ В РЕАЛЬНОМ СЕКТОРЕ ЭКОНОМИКИ ТРЕБУЕТ ПОВЫШЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ. ТОЧНОСТЬ, ОПЕРАТИВНОСТЬ, ГРАМОТНОСТЬ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ ИГРАЮТ ПЕРВОСТЕПЕННУЮ РОЛЬ В ДОСТИЖЕНИИ ПОСТАВЛЕННЫХ ЦЕЛЕЙ. СЕГОДНЯ –«THE CHIEF» ПО МАГИСТРАЛЬНЫМ НАПРАВЛЕНИЯМ РАЗВИТИЯ ПРЕДСТОИТ «ПРОЙТИ» С МИНИСТРОМ ПРОМЫШЛЕННОСТИ И ТРАНСПОРТА УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ. ГОСТЬ НОМЕРА, «ТНЕ CHIEF» – ВИЛЬДАН ЗИННУРОВ.
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ БИОГРАФИЯ ВИЛЬДАНА ЗИННУРОВА-СТРЕМИТЕЛЬНЫЙ РОСТ, ВЫСОКИЕ РЕЗУЛЬТАТЫ, ПОБЕДЫ, ГРАФИК МИНИСТРА ПРОМЫШЛЕННОСТИ И ТРАНСПОРТА УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ РАСПИСАН. СЕГОДНЯ В СТРОГОМ ПЛАНЕ – ОБЩЕНИЕ С ЧИТАТЕЛЯМИ «ТНЕ CHIEF».
МИНИСТР
– Вильдан Ханифович, вы всегда принимаете правильные решения в своей жизни, в профессиональной деятельности?
– Решение – это в любом случае выход. По крайней мере, стараюсь чтобы каждый шаг был обдуманным, разумным и мог принести пользу. Практически каждый день мы принимаем те или иные управленческие решения, важные для успешной жизнедеятельности региона. Где-то мы попадаем в самую точку, но есть моменты, когда действия остаются невостребованными. Нельзя сказать что они неправильные. Иногда положительный результат зависит от активности самих адресатов, то есть тех. ради кого это решение принимается.
– Под лежачий камень вода не течет?
– Да. Во многом успех нашего дела зависит от умения воспользоваться предоставляемыми возможностями. Возьмем общемировую ситуацию – экономический кризис. Сегодня практически все поставлены в сложные условия. Антикризисные меры, разработанные государством, – это меры спасения базовых отраслей экономики, от стабильной работы которых напрямую зависит нормальная жизнедеятельность территорий, благосостояние граждан. Управленческие решения, которые практически каждый день принимаются в разных точках России, сегодня имеют одну важную цель – создать условия предприятиям, организациям, среднему и малому бизнесу для продолжения деятельности.
– Дорогу осилят сильнейшие?
– В таких условиях активность должна зашкаливать. Нет времени ждать. Нужно действовать, собирать информацию, смотреть, как ее можно применять, анализировать, изучать, перестраиваться на новые рельсы. Наиболее расторопные и проинформированные находят выход. Одно из главных условий рынка – конкурентоспособность. Посмотрите, что вы производите, какие услуги оказываете, встаньте на место потребителя, который так же оказался в сложных экономических условиях и очень тщательно обдумывает, вложить ли деньги или временно отказаться от финансовых затрат. Поэтому, чтобы создать спрос, нужно предоставить предложение, которое поможет и производителю развиваться, и потребителю извлечь из этого выгоду. Сегодня каждая покупка – это вложение, которое, как в банке, должно принести свои дивиденды.
– Как вы считаете, что сегодня поможет преодолеть трудную ситуацию?
– Кардинально новаторский бизнес-план. Выход на рынок с высококачественной, высоко-конкурентной продукцией. Кризис показал, что старые метода уже не работают. Нужно коренное переустройство.
ПРОМЫШЛЕННОСТЬ
– Поговорим об итогах промышленного производства. Как развивается ситуация на предприятиях регион а?
– Сегодня ситуация складывается не лучшим образом, однако уже летом наметились позитивные сдвиги. Приведу цифры. За девять месяцев 2009 года на крупных и средних промышленных предприятиях производственные объемы упали до 60% по сравнению с прошлым годом. Темпы роста сохраняются у предприятий оборонно-промышленного комплекса. Так, ОАО «Ульяновский механический завод» к аналогичному периоду прошлого года увеличил объемы в 5 раз ОАО «НПО «Марс» – в 2раза. ОАО «Ульяновский патронный завод» – более чем в 1,5 раза. Однако надо отметить, что с июня текущего года отмечается незначительный рост показателей и на предприятиях автомобильного кластера: ОАО «УАЗ» – 48.3%. ОАО «АДС» – 59.8%. ОАО «ДААЗ» – 48.6%. ОАО «Ульяновский моторный завод» – 54.6%.
– Ульяновск известен на всю Россию как автоград. Какие перспективы развития у автомобильной промышленности нашего региона?
– Более 50% промышленного производства Ульяновской области составляют предприятия машиностроения и металлообработки. В связи с этим кризисные явления нас коснулись наиболее ощутимо. Положение в автомобильной отрасли в условиях экономической нестабильности продолжает оставаться тяжелым. На уровне Российской Федерации, на уровне региона разработаны антикризисные меры, направленные на поддержку автопрома. стимулирование потребительского спроса. Это и налоговые преференции, и предоставление права на реструктуризацию задолженности, и размещение дополнительных государственных заказов. В частности, по ОАО «Ульяновский автомобильный завод» запущены специальные кредитные и лизинговые программы, дающие возможность, например, жителям сельской местности, сельхозтоваропроизводителям приобретать ульяновские внедорожники на выгодных условиях. В рамках национальной программы обновления парка муниципального автотранспорта в этом году мы закупаем для учреждений и ведомств области белее 300 машин «УАЗ».
Правительством Ульяновской области были проведены переговоры с руководством автомобильного холдинга «Группа ГАЗ». Результатом совместной работы стало принятие социально значимого решения о переводе Горьковского автомобильного завода на двигатели ОАО «Ульяновский моторный завод», что позволило сохранить производственные объемы предприятия, рабочие места. Это наверное, стало лучшим подарком заводу на 65-летие в этом году.
Есть ряд проблемных предприятий, которыми мы сейчас вплотную занимаемся как в регионе, так и на уровне Российской Федерации. Первая задача – сохранить производство и кадры, вторая задача – рассмотреть возможность развития новых перспективных направлений и переориентации выпуска продукции для нужд других машиностроительных предприятий.
АВТОБРЕНД
– Как вы думаете, совершат ли наши «УАЗы» прорыв на рынке в ближайшее время?
– Внедорожники «УАЗ» – это наш автомобильный бренд. Аналогов этим машинам по ценам и проходимости нет. Эти машины созданы и незаменимы в условиях бездорожья. Производственная программа завода предусматривает ряд технических мероприятий по усовершенствованию автомобилей. Начато серийное производство автомобилей с системой ГЛОНАСС. Уже в рамках Соглашения Министерства регионального развития РФ и Правительства области 184 машины, которые поступают для медицинских учреждений региона, оборудованы навигационным и системами.
Недавно Ульяновский автомобильный завод объявил о начале производства полноприводных внедорожников на шасси итальянской компании Bremach- UAZT-REX. Это перспективное инвестиционное направление по выпуску спецавтомобилей повышенной проходимости, которые, думаю, в свое время найдут своего покупателя и нишу на авторынке.
АВИАСТОЛИЦА
– Авиационная столица -бренд Ульяновской области. Это означает, что в ближайшее время промышленники переквалифицируются ■ в авиаторы?
– Это имиджевый проект, который призван решить серьезнейшие экономические задачи по повышению благосостояния региона и его жителей. Мы стремимся, чтобы у нас были две сильнее стороны промышленности – автомобилестроение и авиастроение. Сегодня накоплен серьезный потенциал для развития аэропортовой деятельности, строительства гражданских самолетов, производства авионики, создания базы по ремонту и обслуживанию, подготовке и переподготовке кадров, авиационных видов с порта.
В настоящее время уже начато формирование кластера вокруг крупнейшего в России авиастроительного завода «Авиастар-СП», который является центральной сборочной площадкой Объединенной авиастроительной корпорации. Свой производственный и научный опыт сегодня в рамках консорциума «Ульяновск-Авиа» объединили порядка 19 организаций: ЗАО «Авиастар-СП», ОАО «УКБП», ГК «Волга-Днепр», УВАУГА, УлГТУ, УлГУ, Ульяновский областной технопарк, филиал конструкторского бюро им. АН. Туполева, филиал Всероссийского научно-исследовательского института авиационных материалов и др. Доступ в консорциум открыт для всех, кто верит в будущее авиации и в себя.
Кроме того, в настоящее время разработан конкретный перечень мероприятий по развитию авиационного направления – областная целевая программа «Ульяновск – авиационная столица». Это проведение модернизации инфраструктуры авиапредприятий, в частности «Аэропорта Ульяновск», создание эффективной системы подготовки и повышения квалификации кадров, разработка нового оборудования для модернизации самолетов Ту-204, строительство жилья для сотрудников авиазавода и т.д. В результате мы хотим получить увеличение объемов выпуска на ЗАО «Авиастар-СП» до 15 и больше воздушных судов семейства Ту-204 в год, внедрить на авиазаводе до 900 единиц нового оборудования, реализовать инвестиционный проект по выпуску изделия «476». Если говорить о конкретных экономических показателях, то от реализации программы мы ожидаем роста объемов производства в авиационной промышленности с 5,7 до 12%, увеличение пассажиропотока в 1,5%.
ДОРОГИ
– О степени социально-экономического развития региона обычно судят по дорогам. Как обстоят дела в дорожной сфере Ульяновской области?
– По сравнению с другими регионами мы располагаем вполне удовлетворительной дорожной инфраструктурой. Ремонт ведется регулярно, единственная проблема в невозможности одним разом охватить все проблемные участки. В этом году, как известно, финансирование на ремонтные работы было сокращено по всей стране в среднем на 15%. В связи с отсутствием средств на капитальный ремонт и реконструкцию упор был сделан на развитие производства работе применением высокопрочных материалов, современных технологий дорожного строительства, в частности при ямочном ремонте и ремонте «картами».
Нашим основным предприятием ОГУП «Ульяновскавтодор» современные технологий успешно освоены и применяются – это восстановление покрытий холодным асфальтобетоном, струйно-инъекционным методом. Также на дорогах региона в этом году работала ранее приобретенная новая техника – высокопроизводительные машины, различные механизмы. В результате – повышается качество ремонта, увеличивается срок эксплуатации дорожного полотна, удешевляется технологический процесс, главное – благодаря механизации ручных работ улучшаются условия труда работников дорожных служб. Справедливости ради нужно сказать, что по-доброму завидуем в сфере строительства нашим соседям в Самарской области и Республике Татарстан.
ПЕРСПЕКТИВЫ
– Если говорить в глобальном смысле, на потенциал каких транспортных проектов сегодня может опереться Ульяновская область?
– Стратегической задачей Ульяновской области является транспортное соединение волжских берегов, разделяемых многими километрами водной глади. Развитие транспортных артерий региона получило новый импульс в связи с реализацией ряда инфраструктурных проектов.
В 20С6 году в Ульяновске завершилась реконструкция единственного железнодорожного моста. Стратегически важный объект ОАО «Российские железные дороги» приведен в соответствие с грузонапряженностъю на этом участке магистрали, который обеспечивает выход железнодорожных путей в центр России, на Уран, Дальний Восток, в Сибирь. Было заменено 15 пролетов на конструкции из высокопрочной стали, утюжен бесстыковый «бархатный путь», скорость и безопасность следования поездов значительно повысилась.
В этом году вводится в эксплуатацию первый пусковой комплекс уникального по длине и по конструкции моста через реку Волгу, который будет обеспечивать автомобильное движение по четырем полосам. Пропускная способность транзитных дорог в районе Ульяновска увеличивается вразы – с 20до60тысяча8томобилейвсутки. Потенциал моста очень высок. Это связано с развитием и верхнего яруса (транзитной магистрали) по которому первые автомобили пойдут уже в ноябре, и нижнего (городской магистрали) строительство которого планируем завершить в 2012 году.
Также в этом году мы завершили реконструкцию автомобильной дороги «Казань – Ульяновск» —«Ульяновск – Самара», являющейся правобережным и левобережным подходами к мосту. Реконструирована автомагистраль «Инза – Оськино – граница области».
Наличие развитой инфраструктуры, объединяющей автомобильное, железнодорожное, воздушное, водное сообщения в комплекс, предоставляет возможности для создания крупнейшего в Поволжье транспортно-логистического кластера. Уверен, наш проект «Волжский транзит» станет инвестиционной и инновационной площадкой для развития современных логистических услуг
– Преимущества двух волжских переправ очевидны. А возможности самой реки можно направить в нужное русло?
– Жить на Волге и не иметь речного транспорта – это большой минус. Тем более, условия волжской акватории в Ульяновске позволяют принимать суда класса «Река-Море». Водное сообщение, безусловно, открывает дополнительные транспортные возможности. В этом году был сделан серьезный шаг в этом направлении:
был спущен на воду после реконструкции теплоход «Герой Юрий Эм», который может ходить на более дальние расстояния – в другие портовые города. На развитие пассажирских перевозок направлен проект «Симбирская гавань». ОАО «Ульяновский речной порт» в течение пяти-десяти ближайших лет намерено построить до 10 судов класса «Ом». Есть программа модернизации порта по созданию производств, современного грузового терминала.
КВИНТЭССЕНЦИЯ
– Какую общую цель имеют эти проекты?
– Сегодня мы должны обеспечить будущее Ульяновской области и ее жителей: создать надежную производственную основу экономики, открыть все пути для развития деловых связей.
– Это остановит отток специалистов из Ульяновска?
– Надеюсь, уже в ближайшее время Ульяновская область перестанет быть площадкой для профессионального старта в другие регионы. Конечно, мы должны этим гордиться, что наши специалисты так востребованы. Но нам их знания и опыт сегодня очень нужны. Поэтому я бы посоветовал подумать, прежде чем собирать чемоданы. Есть хорошее народное выражение: «Дома и стены помогают».
– Вильдан Ханифович, интересно, у вас есть девиз?
– Мне очень нравится выражение: «Где мы – там победа!»