В школе в интернет так просто не попадешь

Сергей Гогин (Ульяновск)

Национальный проект “Образование” предполагает, что каждая средняя школа в стране должна иметь доступ к Интернету. В большинстве школ такая техническая возможность имеется. Но это не значит, что любому школьнику дадут побродить по Интернету в свое удовольствие. Ученик, пожелавший войти в Интернет через школьный компьютер, должен будет пройти сложную процедуру доступа.

Школьникам доступен широкий, но все же ограниченный набор ресурсов всемирной сети. Это так называемый “белый список” – каталог образовательных интернет-сайтов, рекомендованный федеральным Министерством образования. Все остальное отсекается сетевым контент-фильтром. В черный список попадают не только порносайты и сайты экстремистского содержания, но и социальные сети: “Одноклассники”, “В контакте”, а также Yandex, Rambler, Google и другие порталы, имеющие почтовые серверы и поисковые машины.

Государство опасается, что ученик может забить в строку поиска что-нибудь не то. Министерство обязует школы создавать общественные советы, которые должны утверждать “белый” и “черный” списки интернет-сайтов и раз в полгода их пересматривать. Говорит учитель информатики ульяновской гимназии №1 Екатерина Осина:

– Родители должны написать заявление на имя директора о том, что они разрешают работать в интернете в школе. То есть, родители в курсе, что в школе ведется контроль за тем, чтобы дети не вышли куда-то на запрещенные сайты.

Начальник отдела нацпроекта и реализации целевых программ министерства образования Ульяновской области Александр Шейко считает, что ограничения для школьников на выход в интернет обоснованы:

– Есть сайты, которые пропагандируют насилие, порнографические сайты, существуют различные интернет-форумы, в том числе форумы самоубийц, людей с девиантным поведением. Поэтому, я считаю, что школа не должна способствовать посещению именно этих ресурсов, и мы стараемся всеми силами регламентировать доступ в интернет и не только через контент-фильтрацию, но и через ведение журналов. Принято считать, что это формализм, но на самом деле по этим журналам можно проверить не только учеников, которые заходят на эти сайты, но также посмотреть работу учителя.

Предельно формализуя доступ ученика к интернету, государство заранее подозревает его в дурных намерениях, которые он может реализовать даже под бдительным оком учителя. Столкнувшись с неестественными ограничениями, одиннадцатиклассник Эдуард Лебедюк предпочел вообще отказаться от школьного интернета:

– У меня, естественно, дома есть интернет, но канал был полностью загружен. Я захотел в школе посидеть, посмотреть информацию, на “Википедии” новые статьи редактирую. Но оказалось, что для использования школьного интернета необходимо заполнять кучу бумаг. Отчитываться, зачем каждый сайт посещаешь, и это еще при условии, что ограничения на сайты поставлены. При этом нужно письменно отчитываться о делать заявки на то, что тебе надо. Это, конечно, напрягает. Я даже мог бы при желании обойти эти ограничения. Кроме того, у меня на телефоне есть интернет. Используя анонимный прокси-сервер, можно вполне спокойно обойти эту защиту. Но зачем? Для большинства она вполне подходит. Но бумажная работа – это просто бюрократия.

Казалось бы, в чем проблема: есть программные контент-фильтры, отсекающие “нехорошие” сайты. Говорит учитель информатики ульяновской гимназии № 33 Альбина Нурулова:

– Учитель так настроит фильтры, что ребенок никуда зайти не сможет. Нас же прокуратура проверяет, и если у тебя не так настроены фильтры, ты будешь писать объяснительную. Представители прокуратуры приходят, садятся за компьютеры, проверяют, во-первых, лицензионное программное обеспечение или нет, во-вторых, входят в интернет, набирают адреса порносайтов, которые им известны, и смотрят, можно с нашего компьютера на них выйти.

Почему недостаточно контент-фильтров и для чего нужно вести детальные журналы доступа к сетевым ресурсам, объясняет главный специалист управления образовании мэрии Ульяновска Галина Миткова:

– Дети сейчас очень умные, они могут какие-то пути изыскать. Для того это правило и введено, чтобы учитель контролировал ситуацию.

– Почему мы заранее всех учеников подозреваем в том, что они обязательно сядут в интернет только для того, чтобы залезть на какой-то порносайт?

– У нас функция – воспитание и образование. А то, что дома, естественно, должны отслеживать родители, они ведь участвуют в воспитательном процессе. Дома тоже можно поставить фильтр.

У многих учеников есть дома интернет, и на какие сайты они заходят с домашнего компьютера, учителя проверить уже не могут, за это отвечают родители. В результате ученики не рвутся в интернет, пока они в школе, – разве что по большой необходимости. На вопрос, как часто ученики пользуются интернетом в классе, преподаватель информатики из первой гимназии Екатерина Осина ответила так:

– В этом году у нас желающих нет.

Программа по информатике составлена таким образом, что интернет учителю нужен раз в год, весной и только в 9-м и 11-м классах. На оставшееся время его в принципе можно и отключить из экономии.