И дело даже не в пророке, которого нет и так далее. В Ульяновске продавили «назначение» главы администрации города, не обращая внимания ни на какие аргументы противников изменения схемы выборов городского руководства. Здравый смысл чужд как местным «политикам», так и тем, на чьи деньги эти «политики» существуют. Привычное – “время рассудит” – оптимизма не добавляет и не успокаивает. Время осуждало не однажды, но за это же время дров наломать успевали всегда…

Короткий кусок из статьи «Модернизация «снизу»» Леонида Давыдова, председателя Комиссии Общественной палаты РФ по местному самоуправлению и жилищной политике (полный текст статьи здесь).

«Как известно, муниципальная реформа дала возможность выбирать из нескольких вариантов избрания глав местного самоуправления – через прямые выборы, утверждение местным собранием депутатов и введение должности сити-менеджера. Первый вариант остается наиболее понятным избирателям, второй и третий остались пока экспериментальными. Казалось бы, разделение постов главы муниципалитета и сити-менеджера должно разделить полномочия: сильный мэр представляет интересы территории, ведет диалог с гражданами, выбивает федеральное и региональное финансировании, а сити-менеджер руководит администрацией. Однако, как показала практика, такое разделение работает плохо. И дело даже не в личной или клановой конкуренции: к такой схеме, прежде всего, не готов сам управленческий аппарат. Что же касается избрания главы депутатами, то она сегодня является скрытой формой назначения главы муниципального образования.

Однако проблема даже не в выборе одной из трех схем, а в периодических попытках ревизии сделанного выбора. Чаще всего это инструмент давления на главу муниципального образования: через отмену (или угрозу отмены) прямых выборов от него требуют большей уступчивости.

В 2009 году инициативы отмены прямых выборов мэров стали политической технологией, прокатившейся по российским регионам (Курган, Нижний Новгород, Иркутск, Казань, Ульяновск). И это вполне естественно – ведь контроль над муниципалитетами сегодня является важным аппаратным, номенклатурным, политическим, а нередко и финансовым ресурсом.

Снизить политическую остроту здесь можно только через введение на несколько лет моратория на отмену прямых выборов глав МСУ. С момента принятия в 2003 году 131-го закона у территорий было достаточно времени, чтобы определить для себя оптимальный вариант. Там, где избран вариант сити-менеджера, пусть эта схема апробируется. Но там, где этого не произошло, требуется, как минимум, 5-летнее замораживание практики «муниципальных переворотов», проводимых через отмену выборности мэров».