Я не знаю в нашем театре другого актера, умеющего носить чужие маски так, как Борис Александров. Кажется, что каждая и есть его истинное лицо, но актер сбрасывает ее — а под ней еще одна, и еще, и еще… Шут предстает королем, а король безумцем… И вы замираете перед виртуозным лицедейством.

Он умен, ироничен, мудр. Он тонкий, глубокий, непостижимый. Он интеллигентный, сомневающийся, остроумный. Он философ, шут, король, дьявол, наконец! Он — Актер.

Столь разнообразные роли мирового классического репертуара подвластны только актеру такого масштаба, как Александров. И таких артистов в России немного. Вспоминая героев Бориса Владимировича, думаешь: этого не может быть! Ну не может человек был влюбленным романтиком Валентином и открывшим завораживающие бездны души бесом Верховенским. Наивным созерцателем Обломовым и лицемерным подлецом Тартюфом. Жестоким мудрецом-Шутом при троне Ричарда II и несчастным бродягой Яу, ставшим королем на час. Безумцем, играющим умершего восемь веков назад короля Генриха и «очень простым» пьянчужкой, пожертвовавшим жизнью ради другого. Одиноким Креппом, что никак не найдет смысла в собственной жизни и смешным унтером Силой Ерофеевичем Грозновым, который знает: правда хорошо, а счастье лучше…. Однако. когда речь идет о народном артисте России Борисе Александрове — возможно все! Это, наверное, и есть магия таланта, которая притягивает наши взоры и души в каждой роли актера.

А сколько раз заставлял меня плакать чеховский Иванов! И я понимая все про героя Александрова, не понимала: как сыграть истерзанность, измученность души, сыграть утомление жизнью так, чтобы в этом видилась жизнь прежняя, жизнь несбывшаяся, растраченные попусту мысли и чувства? И вместе с Ивановым дойти до критической точки, до эмоционального взрыва, и испытать не то потрясение, не то облегчение от единственного поступка. и заплакать от терзающей тебя безвыходности… Как это можно сыграть?! Иванов Бориса Александрова вывернул наизнанку мою душу, выпотрошил, вытащил на свет божий страдания и тайны. И не ответил ни на один вопрос, и не оставил никаких надежд. Но раз душа все еще болит, значит, жива?

Его герои каждый раз прорываются через несовершенство мира, очищающиеили губящие душу страдания, трагедии предательства, сомнения и бесконечные поиски смысла жизни. Актер, погружаясь в материал, «раскапывает» такие психологические и философские вещи, что захватывает дух!! Ради нас, зрителей. Чтобы помочь познать нам мудрость, безумие и глупость мира. И, может, приблизиться к истине.

И все эти герои незримо присутствовали на бенефисе, что состоялся в театре драмы в день рождения актера. Борису Александрову – 60! Никаких подведений итогов — Боже упаси! Ждем новых ролей, готовимся удивляться, плакать и радоваться вместе с новыми героями Бориса Владимировича. Со сцены его поздравляли друзья и коллеги, дочь и внук, чиновники и ученики — студенты актерского отделения УлГУ, которые любят своего мастера искренне и самозабвенно. А он отвечает им взаимностью и щедро делится всем, чему научила его жизнь и профессия.

.Когда-то, приехав после ГИТИСа в Ульяновск, молодой Александров поначалу подумал — здесь же невозможно жить! – и «уезжал» десять лет подряд. Потом «уезжать» перестал. «Канаты же вырастают! – признался Борис Владимирович в одном из интервью. – К тому же — я однолюб». За 38 лет на ульяновской сцене случилось многое. Он пережил вместе с театром взлеты и падения (а иногда случалось эти мгновения переживали порознь). Он, по собственному признанию, ощутил причастность к своей стране, к России, когда получал в Кремле Государственную премию, и когда накануне юбилея в Торжественном зале мемориала ему вручили Знак отличия «За заслуги перед Ульяновской областью».

…Один из персонажей Александрова в старом спектакле вспоминает, как в детстве увидел циркачей, что вытворяли чудеса на проволоке, высоко под куполом – без лонжи, без страховки. И у мальчишек, видевших это, перехватывало дыхание. Так же как перехватило дыхание у юного Бориса, когда он впервые попал на спектакль любительского театра в маленьком провинциальном Бузулуке. И с тех пор — так он живет и творит на сцене. Чтобы у него — перехватывало дыхание, иначе (он убежден!) нечего делать в профессии, и у нас, зрителей, ради которых выходит на сцену Борис Александров. Любимый, обожаемый, единственный.

Татьяна АЛЬФОНСКАЯ

ВРЕЗ

Народный артист России Борис Александров — неоднократный лауреат и призер театральных фестивалей России:

– лауреат II Всероссийского фестиваля «Театральные звезды России» в Белгороде за роль Яу в спектакле «Ночная мистерия, или Шлюк и Яу»;

– главный приз на Всероссийском фестивале «Гостиный двор» в Оренбурге за роль Генриха в спектакле «Генрих IV»;

– первая премия «За лучшую мужскую роль» на международном фестивале «Голоса истории» в Вологде;

– диплом в номинации «Выдающееся актёрское исполнение на Всероссийском фестивале «Старейшие театры России» в Калуге;

– лауреат премии Н. Х. Рыбакова в номинации «Актёр России» в Тамбове;

– лауреат премии «За лучшую мужскую роль» на Международном фестивале «Подмосковные вечера» в Мытищах.

В 2002 году Борису Александрову присуждена Государственная премия России за роль в спектакле «Генрих IV».