Любовь Чиликова
Сотрудники Майнского РОВД проводят проверку по факту сноса в рабочем поселке Майна в Ульяновской области памятника истории – пристанционной водонапорной башни, сообщил РИА Новости в четверг сотрудник РОВД.
По словам собеседника агентства, после проверки будет ставиться вопрос о возбуждении уголовного дела по статье 243 УК РФ (уничтожение и повреждение памятников культуры, подлежащих государственной охране), которая предусматривает максимальное наказание в виде лишения свободы до пяти лет.
Водонапорная башня из красного кирпича – ровесница поселка, который был основан как пристанционный на линии Инза-Симбирск Московско-Казанской железной дороги в 1898 году. По словам майнского краеведа Владимира Воробьева, башня начала работать одновременно с пуском регулярного пассажирского и грузового железнодорожного сообщения – 28 декабря 1898 года.
Вода в нее по деревянному водоводу поступала из родника на Старцевом Хуторе (ныне поселок Сельхозтехника), а уже из башни ею заправляли паровозы.
По словам редактора местной газеты Андрея Школьного, башня всегда считалась символом поселка. Она была самым высоким строением в Майне и одним из самых старых. Кроме нее и двух казарм, в поселке не оставалось ничего, что связывало бы его с прошлым. Со временем башня обрастала разными историями и легендами. Местный архитектор предлагал устроить в ней кафе.
Месяц назад башню снесли железнодорожники, чтобы построить на этом месте вокзал.”Жители Майны были потрясены, звонили в редакцию”, – говорит Школьный.
По словам руководителя областного комитета по охране культурного наследия Шарпудина Хаутиева, водонапорная башня в Майне с 1999 года была включена в список памятников истории и стояла на государственной охране.
Сотрудники комитета выезжали в Майну, где составили акт об уничтожении памятника. Также комитет направил письма в прокуратуру и правоохранительные органы.
“Железнодорожники ссылаются на то, что здание было аварийное, но это не так. Башня была в хорошем состоянии”, – отметил Хаутиев.
“Я думаю, если будет возбуждено уголовное дело, то его, скорее всего, доведут до конца, так как недавно Росохранкультуры обратилось в Генпрокуратуру с заявлением о неэффективном рассмотрении уголовных дел по статье 243 УК РФ. На основании этого заявления Генпрокуратура направила во все субъекты РФ задание о проведении проверки соблюдения законодательства об охране объектов культурного наследия”, – сказал Хаутиев.
Хаутиев добавил, что комитет намерен обследовать на предмет аварийности все остальные памятники, находящиеся возле железной дороги, поскольку железнодорожники при сносе этих сооружений обычно ссылаются на их ветхость. По его словам, на железной дороге расположено немало объектов культурного наследия. Например, старая водонапорная башня есть еще в рабочем поселке Кузоватово, в Николаевском районе – вокзал.
В Ульяновском отделении Куйбышевской железной дороги отказались дать комментарии по поводу сноса башни и попросили прислать официальный запрос.