В нынешнем обзоре звонков и писем, поступивших на адрес «СК», одна тема – транспорт. Наши читатели считают, что мы становимся заложниками дикого бизнеса.

Водитель кидался деньгами

Водитель маршрутки открыл дверь машины и выбросил деньги на улицу. Пассажиры замерли. Никто не рискнул отреагировать на этот жест.

Все это произошло в маршрутке №67 примерно полторы недели назад. Женщина передала водителю деньги за проезд – мелочь, среди которой было четыре пятидесятикопеечные монеты. Водитель взял деньги и начал что-то раздраженно говорить. Пассажирка никак не могла понять, что именно, но ей показалось, что он недосчитался пятидесяти копеек. Тогда она достала из кошелька еще рубль и протянула его водителю. Тут дверь маршрутки открылась, послышался звон мелочи, рассыпавшейся по асфальту. Но женщина все еще не могла осознать, что происходит, и по-прежнему протягивала рубль. Водитель грубо отрезал: «Не нужна мне ваша мелочь…»

А потом повернулся, взял рубль, открыл дверь и на глазах у пассажиров выбросил его на улицу. Маршрутка тронулась, люди в ней молчали.

Женщина, рассказавшая эту историю «СК», говорит, что испытала два сильных чувства. Первое – страх, потому что водитель вел себя явно неадекватно, как минимум не владел собой, был крайне раздражен. Плюс темное время суток, оживленная трасса и полная машина пассажиров. Второе впечатление – острое чувство унижения. Будто дали пощечину.

Мы предложили собеседнице «СК» обратиться в транспортный отдел мэрии с тем, чтобы узнать координаты предпринимателя, работающего на этом маршруте. Координаты в мэрии дали, причем несколько номеров. Один из них – сотовый. По нему, как считает пассажирка, ответил заместитель директора, который представился Максимом Николаевичем. Он выслушал рассказ и согласился, что водитель вел себя недопустимо, пообещал разобраться и сообщить результат пострадавшей. Через день Максим Николаевич действительно перезвонил собеседнице «СК», сказал, что администрация собрала всех водителей, которые в тот день работали на маршруте, но ни один из них не признался, что был героем инцидента. Через день планировалось провести собрание и разъяснительную работу со всем коллективом.

Именно через день пострадавшая увидела «своего» водителя, более того – ехала с ним. В «СК» она позвонила сказать, что хоть и записала на этот раз номер машины, звонить и сообщать его хозяевам маршрута не хочет: при свете выяснилось, что разбуянившийся водитель немолод. И еще, подумала женщина, он наверняка понял, что вел себя недопустимо, раз уж не признался, что это он кидался деньгами.

Наш народ в большинстве своем готов проглотить обиду, простить хамство и отмахнуться от дурных воспоминаний, наконец – понять: «Водителям, конечно, неудобно работать с мелочью»… Тем более что руководство маршрута пригасило порыв негодования, приняв сторону пассажира.

Но вопросы остаются. Главный – кто нас возит? Какая у этих людей зарплата, режим работы? Какое у них здоровье – психическое и физическое? Проходят ли они периодически выглядит скоростной трамваи, или легкое метро.

медицинские осмотры? Кого или что они возили раньше? Почему теперь возят людей… Может, потому что больше нигде не берут? Вопрос водительской дисциплины на общественном транспорте остро был поставлен на одном из совещаний в мэрии еще летом. Рассматривалась возможность замены нерадивых водителей на тех, кто в пору кризиса оказался на бирже труда. Но тогда выяснилось, что большинство из двухсот пятидесяти водителей, стоящих на учете как безработные в городской службе занятости, лишены водительских прав.

Будущее – за трамваем?

Тему городского транспорта в своем письме на адрес «СК» продолжил Геннадий Евгеньевич Васильков, 34 года проработавший водителем трамвая в Засвияжском депо. Он убежден, что трамвай – это не средство передвижения для малоимущих, как сейчас принято считать, а транспорт будущего.

«Маршруток расплодилось огромное количество, увеличилось в городе и общее количество автомашин. Об этом нужно думать уже сейчас, – пишет Геннадий Евгеньевич. – Конечно, экономика нашего региона оставляет желать лучшего, но дальновидные руководители, вкладывая деньги в развитие электротранспорта, тем самым вкладывают средства в здоровье людей, которое, как известно, за деньги не купишь. Весь мир сейчас развивает в первую очередь электротранспорт. Взять хотя бы Румынию, где устанавливают чуть ли не каучуковые шпалы, чтобы трамвай ходил бесшумно, проводят модернизацию всего трамвайного хозяйства. В Швейцарии тоже огромные деньги вкладывают в развитие трамвая. Как и во всей Европе… И у нас в стране многие города уже сейчас начали серьезно думать о развитии трамвая. На днях в Санкт-Петербурге подписано соглашение между премьер-министром Путиным и премьер-министром Италии о строительстве в городе на Неве завода по производству легких скоростных трамваев…

Я не против маршруток и всего коммерческого транспорта, но в первую очередь они необходимы там, где нет охвата городским транспортом. Особенно – в удаленных жилых районах. И, конечно, не в том количестве, как сейчас, и не такого качества. Особенно это касается безопасности движения.

Если постепенно закупать современные трамваи, укладывать новые рельсы и делать трамвайное полотно обособленным, то трамваю не будет равных. Это наше будущее. Я верю в здравый ум нашей власти и в консолидацию всех сил, заинтересованных в транспортном развитии родного города – таком, чтобы горожанам было комфортно и экологически безопасно. Нужно уже сегодня думать, какой город мы оставим нашим детям».

Записала Татьяна ЗАХАРЫЧЕВА.