В Ульяновской области объявлено о скорой полной и безоговорочной капитуляции безработицы. Тема эта самая больная, социологи утверждают, что ею интересуется практически все население страны, и придумали по этому случаю даже термин – «индекс страха». Но нас «индексация» не должна волновать.
Такой вывод можно сделать, прочитав сообщение на сайте регионального правительства: «Ульяновская область вошла в десятку российских регионов, наиболее успешно реализующих антикризисные программы по стабилизации рынка труда. Согласно мониторингу, проведенному Рострудом, за истекший период 2009 года Ульяновская область – на втором месте по выполнению программных показателей по опережающему обучению работников, находящихся под риском увольнения, на третьем – по численности участников общественных работ и на десятом – по количеству безработных, получивших субсидию на открытие собственного дела.
Напомним, в 2009 году, благодаря антикризисным мерам, удалось сдержать уровень регистрируемой безработицы в прогнозируемых пределах. Меры, направленные на стабилизацию ситуации на рынке труда, дали определенные результаты. Численность безработных граждан сократилась с 17 тысяч человек по состоянию на 1 июня (наивысшего значения в текущем году) до 14 тысяч человек на сегодняшний день. Уровень регистрируемой безработицы сократился за этот же период с 2,47% до 2,04% от численности экономически активного населения области».
Свежо предание – сообщение опубликовано 15 октября, – но верится в победу с трудом. Во-первых, потому что накануне СМИ очень подробно изложили и откомментировали статистику, представленную министром труда и социального развития Ульяновской области Анатолием Васильевым. «Индекс страха» гнетет по крайней мере 25 тысяч человек, которые находятся в зоне риска, и над ними нависла угроза увольнения. От 111 предприятий уже поступила информация о том, что люди трудятся в режиме неполной занятости. Более 24 тысяч человек работают по укороченной неделе. А вот и еще печальная новость от местного информационного источника: сведения о введении режима неполной занятости подали более 268 организаций региона, из них в 57 запланированы увольнения.
Кстати, количество ульяновцев, работающих меньше, чем положено по законодательству, увеличилось с 27 тысяч до 38 тысяч.
И еще: «Сокращения в Ульяновской области продолжаются. Об увольнении с 1 января 2010 года 460 сотрудников заявил моторный завод… Еще 93 человека будут уволены из Главного управления МЧС по Ульяновской области. И это только явная безработица. Что касается скрытой (когда работники находятся по вине работодателя в режиме неполной занятости или в отпуске без сохранения заработной платы), то, по данным нашего источника, только на Ульяновском автомобильном заводе не работают или работают по неполной рабочей неделе более 12 тысяч человек».
Надо учесть, что все приведенные источниками цифры являются «продуктом для широкой публики». По мнению газеты «Ведомости», ситуация на рынке труда будет ухудшаться, пик роста безработицы придется на начало следующего года.
«Улучшение ситуации на рынке труда ожидается лишь во втором полугодии 2010 года. В следующем году общая безработица продолжит расти, предупреждает Минэкономразвития. Среднегодовой показатель ( в целом по стране) увеличится на 200000 человек, до 7 млн – 9,6% экономически активного населения (в этом году – 9,3%)».
Эксперты более пессимистичны.
Безработица в 2010 году достигнет 7,3 млн человек и начнет снижаться лишь через два года, полагает завлабораторией прогнозирования трудовых ресурсов РАН Андрей Коровкин. Он ожидает дальнейших массовых увольнений.
Достижения Ульяновской области в части занятости населения по своей общественной ценности ничуть не лучше, чем демографические рекорды. Я вспоминаю выступление одного из высокопоставленных чиновников облправительства на заседании ЗСО 21 мая 2009 года, в котором он сообщил буквально следующее: «Особо хочу обратить ваше внимание, что, суммировав число родившихся детей и число абортов, мы получаем превышение рождаемости над смертностью. Эти факты говорят о многом. И о достигнутых показателях уровня жизни, социальной защищенности матерей с детьми. В определенной мере – об уровне работы органов власти…».
Гоголя сюда. Сюжет для второго тома «Мертвых душ» пропадает. А «индекс страха» после столь глубокомысленных заключений все растет.
Владимир ФИЛИМОНОВ
Статистика на 29.10.09
В ПФО самый высокий уровень безработицы – в Кировской области и Чувашии
По данным Росстата, в Чувашии численность экономически активного населения в возрасте 15-72 лет (занятые + безработные) в сентябре 2009 года составила 700,7 тыс. человек. В численности экономически активного населения 626,5 тыс. человек классифицировались как занятые экономической деятельностью и 74,1 тыс. человек – как безработные с применением критериев МОТ (т.е. не имели работы или доходного занятия, искали работу и были готовы приступить к ней в обследуемую неделю).
При довольно высоком уровне экономической активности населения Чувашии – 70,3% (в Приволжской федеральном округе он выше только в Нижегородской и Самарской областях) уровень занятости составляет 62,9%, уровень безработицы – 10,6%. Причём выше безработица только в Кировской области (11,8%). Самый низкий в ПФО уровень безработицы в Пензенской области (5,1%), Самарской области (6,1%), Мордовии (6,3%), Ульяновской области (6,5%). Самый высокий уровень занятости населения – в Самарской области (66,1%), Мордовии (65,8%), Нижегородской области (65,6%).
Данные по уровню занятости населения Ульяновской области не приводятся. Можно предположить, что он ниже 65 %. То есть, более 35 % экономически активного населения области не работают.
Lainey
Stands back from the keyboard in aazmement! Thanks!