О том, что Российская Федерация за последние годы не просто «подсела на иглу» афганских опиатов, но и стала абсолютным мировым лидером – рынком сбыта и потребителем опиатов, прежде всего, героина на сегодняшний день знают многие. Руководство страны бьет тревогу, ведь согласно статистическим данным, героин афганского происхождения в России употребляют до 90 % всех наркозависимых. (К примеру, в Ульяновской области их около 95 % из состоящих на медицинском учёте 4020 лиц).

Из Афганистана в Россию контрабандно ввозится и потребляется российскими гражданами не менее 12 тонн чистого героина – это 3 миллиарда (!) разовых доз. Каждые сутки в стране от него умирает 82 человека призывного возраста, то есть каждый год 30 тысяч человек, – что в два раза больше, чем за все десять лет войны в Афганистане!

– «Россия сегодня находится фактически в той же ситуации, что и Китай полтора века назад, когда выращиваемый в британской Индии опиум буквально наводнил страну с древней цивилизацией, и китайское население за десяток лет было превращено в гигантский наркорынок и тотальную сеть притонов, что поставило Китай на грани вымирания» – комментирует директор ФСКН России В.П. Иванов. Не обошла проблема и другие страны мира. В странах НАТО число лиц, которые ежегодно умирают от передозировки героина свыше 10 000 человек. Иран стоит перед самой серьезно проблемой опийной наркомании в мире, в то время как Центральной Азии грозит эпидемия ВИЧ-инфекции, порождаемая употреблением наркотиков путем инъекций. К сожалению сегодня можно с уверенностью заявить, что наркомания – это беда с планетарным феноменом, которая является мировой всеобщей проблемой.

В октябре 2009 года на международном уровне обратили внимание на фундаментальную проблему нашего времени. Благодаря опубликованному докладу группы экспертов то, о чем говорили в России в течении полутора лет теперь повторили зарубежные эксперты.

Авторы доклада констатируют: «Трудности в ликвидации производства опия в Афганистане и транснациональная угроза, порождаемая торговлей афганскими опиатами, позволяют предположить, что решения не могут быть найдены в одном только Афганистане. Это ответственность общая и требует многостороннего отклика». Это свидетельствует о том, что профильные органы ООН всего за полгода кардинально трансформировали свою позицию. Если еще в марте этого года та же Комиссия по наркотическим средствам ООН отказывалась включать всемирный феномен афганского наркопроизводства в свои приоритеты, в частности готовящуюся к принятию политическую декларацию, стратегию и план действий на ближайшие 10 лет, ссылаясь на то, что включение данной, как они обозначали, «региональной тематики», в столько глобальные документы якобы нецелесообразно, то теперь открыто, заявлено о всеобщей значимости и глобальности данной проблемы.

На сегодняшний день складывается уникальная, невозможная до недавних пор ситуация, когда, несмотря на имевшиеся ранее разногласия позиция России начала не просто восприниматься, но и разделяться на высоком международном уровне. На одной из встреч с журналистами директор ФСКН России В.П.Иванов заявил – «Выступая месяц назад в Вашингтоне в Центре Никсона я предложил создать по аналогии с антигитлеровской российско – американскую антинаркотическую коалицию. После доклада экспертов УНП ООН очевидно, что давление проблемы столь велико, что подобная коалиция уже начинает формироваться. Россия готова и дальше выступать здесь лидером. В частности предоставить мировому сообществу конкретный план, «дорожную карту» решения проблем афганских наркотиков».

В соответствии с решением Совета безопасности Российской Федерации от 8 сентября, в срок до 1 января 2010 года на утверждение Президента Российской Федерации планируется вынести проект Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации.

Можно выделить три основных направления данной стратегии:

– снижение спроса на наркотики, то есть комплекс мер, направленных на обнуление наркорынка потребителей;

– ликвидация предложения наркотиков – как наркодавления из-за рубежа тяжёлых наркотиков: афганского героина и европейской синтетики, так и производимой внутри страны марихуаны;

– повышение эффективности инструментов международного сотрудничества в интересах российского общества.

Одним из основных направлений государственной антинаркотической политики, на реализацию которых будет нацелена разрабатываемая стратегия является профилактика наркомании. Суть профилактики базируется на становлении своего рода общественного иммунитета к вредным привычкам, включая наркоманию, путём формирования востребованности личности молодых людей и предоставления им возможности для реализации своего творческого потенциала.

В настоящее время факторами роста спроса на наркотики является невостребованность обществом труда и талантов молодёжи, а также смещение ценностных установок. Также требуется развитие сферы реабилитации наркобольных, которая в настоящее время крайне запущена.

Подавляющее большинство государственных учреждений оказывают услуги только по детоксикации, что обуславливает низкую эффективность работы — в среднем по России 9 %. В нашей области этот показатель выше — 13%, но и это не может считаться эффективной помощью.

В отсутствие квалифицированных реабилитационных программ пациент, прошедший реабилитацию, возвращается в привычную, стимулирующую дальнейшее наркопотребление среду, что обусловливает высокий процент рецидивов. Эти и множество других проблем еще предстоит решать в будущем.

К весне следующего года Стратегия государственной антинаркотической политики должна вступить в силу и стать базовым документом, определяющим все действия против наркомании.

В настоящее время ведётся подготовительная работа на уровне регионов к широкому обсуждению проекта Стратегии в антинаркотических комиссиях, общественных советах и СМИ.

В дальнейшем Ульяновской области предстоит разработать, также с участием широкого круга неравнодушных людей, организаций, общественных объединений, нашу региональную стратегию антинаркотической политики.

Желающим принять участие в разработке и обсуждении проекта Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации предлагается конструктивные предложения направлять в адрес антинаркотической комиссии Ульяновской области, в Управление Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотов наркотиков по Ульяновской области либо в центральный аппарат Государственного антинаркотического комитета. Все необходимые контактные данные в срок до 12.11.2009 будут размещены на сайте Правительства Ульяновской области.

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО КОНТРОЛЮ ЗА ОБОРОТОМ НАРКОТИКОВ

ПО УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ