Пощечина прозвучала неожиданно звонко. 9 ноября участники публичных слушаний подавляющим большинством проголосовали ПРОТИВ предложения гордумы ликвидировать городской комитет по регулированию цен и тарифов. А ведь ничто не предвещало провала…

Как всегда, объявление о публичных слушаниях было опубликовано где-то внутри газеты, в разделе «Официально» и очень мелким и только светлым шрифтом, без всякого заголовка, под ничего не означающей рубрикой «Информация». Как всегда, слушания назначили в разгар рабочего дня, когда на них в обязательном порядке, гарантированно могут прибыть чиновники, которые и обеспечат нужное «народное» волеизъявление. Так было не раз, так было почти всегда.

О списках участников от чиновничества организаторы позаботились заранее: их фамилии уже были впечатаны в листы регистрации, и некоторые слушатели с легким возмущением перешептывались: листы для регистрации только что разложили на столах, а напротив печатных фамилий уже стоят «галочки». Непонятно откуда появившийся в большом количестве рабочий люд вносили в списки от руки.

Начало регистрации было объявлено на 14 часов, однако уже за час до этого аудитория №210, расположенная в здании мэрии, была почти полностью забита. Люди занимали места для себя и «того парня», около 70 человек толпились в небольшом вестибюле возле аудитории. Стало понятно: противники ликвидации комитета заранее и тщательно «поработали» над явкой.

Вел слушания зампредседателя гордумы Александр Данилов. Кроме решения гордумы о ликвидации самостоятельного комитета и превращение его в структуру, подчиняющуюся главе администрации, в оргкомитет поступили два предложения от Сергея Ермакова: первое – не вносить изменения в устав (то есть не ликвидировать комитет), второе – передать функции тарифообразования гордуме.

Пересказывать ход слушаний, тезисы шести выступавших с предложением оставить комитет, нет смысла. Потому что суть происшедшего 9 ноября – не в сказанном. А в том, что сторонники сохранения комитета применили тактику и стратегию слушаний 5 октября, на которых были беспардонно продавлены изменения в устав, лишившие Ульяновск всенародно избранного главы города и администрации.

5 октября слушателей нагнали чиновники да депутаты. А 9 ноября зал своими людьми забили противники решения гордумы. Они же подготовили выступающих. А тут еще мэр своими предложениями подсобил. Когда же дело дошло до подсчета голосов по первому предложению Ермакова, оргкомитету пришлось немного покраснеть, но его все же великодушно простили. Дело в том, что на слушаниях зарегистрировали 263 человека. 158 проголосовали за сохранение комитета. Этих людей тщательно и долго пересчитывали. А голосовавших «против» подсчитали гораздо быстрее:

– 108 человек! – неожиданно объявил председатель.

– Откуда? – возмутились слушатели. – Если в зале чуть больше десятка «против»?

– 92 проголосовавших «против» стоят в фойе, – парировал ведущий (хотя там находилось, в лучшем случае, 50 человек).

В общем, противники ликвидации комитета успешно состроили «козью морду» решению гордумы. И теперь депутатам предстоит на своем заседании рассмотреть итоги слушаний и принять по ним решение. Но, напомню, результаты слушаний в Ульяновске носят для органов местного самоуправления РЕКОМЕНДАТЕЛЬНЫЙ характер. То есть, станцевали ритуал «демократического обсуждения» и: «Спасибо, все свободны!» Так что, судьба комитета еще не решена окончательно.

Но в одном можно быть уверенным на 100 процентов: 9 ноября 2009 года нужно отметить в календаре Ульяновска днем окончательной дискредитации публичных слушаний, этого, так сказать, инструмента «реализации населением своего конституционного права на местное самоуправление» (из «Положения» о публичных слушаниях – Г. А.). Позорный факт.

Какая часть вины в этом позоре лежит на председателе гордумы – Василии Гвоздеве? Большая или меньшая? Или вся?..

Ведь это ОН показал 5 октября, КАК нужно «организовывать» слушания, и на следующий день поделился в своем блоге «личной оценкой слушаний»: «Откровенно признаюсь, что я был удивлен такому наплыву граждан, желающих выразить свою позицию на публичных слушаниях… Обсудить будущую систему управления городом пришли все поколения. Впервые за пять лет вопрос изменений в Устав города привлек к обсуждению такое количество людей. Порядка 700 человек пришли 5 октября в филармонию… Этот факт разбил мифы о том, что население ко всему равнодушно, что люди совершенно не участвуют в жизни города и не ходят на выборы… Согласен, что слушания не обошлись без некоторых накладок. Дело в том, что в подготовке мы основывались на свое многолетний опыт, а он показал, что на публичные слушания приходило около 50 человек…»

Не двуличие ли? Не демагогия ли чистейшей воды?..

Сайт гордумы почему-то ничего не сообщил о событиях 9 ноября. Но на некоторых телеканалах в оплаченных думой передачах прошли «нужные» репортажи: за наши же деньги нас «накормили» информационным суррогатом, рассказывая, какой плохой у нас комитет цен.

Сделает ли председатель (и какие) выводы из, по сути, им спровоцированного сценария и итогов слушаний 9 ноября? Ведь пощечина прозвучала. И достаточно звонко. Или «борец» за «Здоровый город» забыл о НРАВСТВЕННОМ здоровье? Ответ, в общем-то известен. А вдруг?! :-)