7 ноября 1941 года в Москве на Красной площади состоялся парад в честь 24-ой годовщины Октябрьской революции, который параллельно должен был стать “шоковой терапией” для немецких войск. Позже некоторые историки назовут это шествие “парадом-предвестником нашей Победы”, так как вскоре после него красная армия разгромит немецко-фашистские войска под Москвой.
8 день 68-ой годовщины “парада – предвестника Победы” заместитель директора Департамента социальной защиты населения Ульяновской области Зинаида Кудинова и директор Заволжского филиала Ирина Русяева навестили Владимира Авдеева • ветерана ВОВ, которому довелось пройти по главной площади страны 7 ноября 1941-го.
Передайте привет!
Владимир Иванович Авдеев был очень рад гостям, которые принесли ему не только пакеты с подарками, но и открытку, подписанную самим губернатором.
– Спасибо вам огромное за внимание, за то, что не забываете. А Сергею Ивановичу передайте от меня большой привет и пусть не болеет, – поблагодарил ветеран и пригласил всех к столу, где супруга Владимира Ивановича, которую он ласково называет Валечкой, уже разливала по чашкам чай.
– Вы знаете, я ведь, когда узнал, что война началась, тут же явился к военкому и попросил отправить меня на фронт, – вспоминает Владимир Иванович. – Тот посмотрел на меня, как на сумасшедшего. Я тогда в Ташкенте жил и работал начальником цеха на заводе, а значит, не подлежал призыву на фронт. Но мы, 18 комсомольцев, твёрдо решили – пойдём воевать за Родину. Военком только пальцем у виска покрутил – отказываться от брони, когда другие её за огромные деньги купить пытались… Ну уж пусть это на совести тех людей останется, а мы твёрдо решили, что отсиживаться не будем…
Через несколько дней Владимир Иванович и 17 его друзей уже были в Москве. Владимира Авдеева назначили начальником связи в 57-ю зенитно-артиллерийскую дивизию и направили на службу в Подмосковье, в район аэропорта Внуково, куда он и отправился 7 ноября. И благодаря этому обстоятельству Авдеев стал одним из участников нашего первого парада Победы – за три года до окончания войны.
Дожить до Победы
Шествие наших солдат по Красной площади в этот знаковый день нельзя назвать парадом в общепринятом смысле этого слова. Наши защитники, которые должны были отправиться к местам службы, просто проходили через главную площадь страны. Это был наш ответ немцам, которые, будучи уверены, что со дня на день возьмут Москву, уже репетировали свой парад победы, который по их плану “Блиц крик” должен был состояться на Красной площади 7 декабря.
– Наш парад имел большое психологическое значение для наших солдат и должен был слегка отрезвить немцев, – вспоминает Авдеев. – Показать им, что, что бы они там ни думали, а Москву им никто не отдаст, и что мы не сомневаемся в нашей победе.
Владимир Иванович прошёл всю войну от начала и до конца. Даже когда его контузило в 1942 году, он, едва оправившись, тут же выписался из госпиталя и вернулся в родную дивизию, где продолжил службу.
– Я один из тех счастливчиков, кому удалось дожить до настоящей Победы! – вспоминает Владимир Иванович. – Те сто грамм, выпитые из алюминиевой кружки, я на всю жизнь запомнил! Не описать эту радость победы и горечь от того, что многие из нас не дожили до этого светлого дня. Из тех 17 ребят, с которыми мы уходили на фронт, в живых остался только я…
За невестой в Иваново
После войны Владимир Иванович по распределению уехал работать в Ивановскую область.
– Там я и встретил Анечку, свою первую супругу, – вспоминает ветеран. – Вскоре мы с ней переехали в Ташкент, ко мне на родину, где я вновь стал работать на заводе начальником цеха. С Анечкой мы почти 50 лет прожили душа в душу, пока я в 93 году не овдовел. В это страшное для меня время надо мной взяла шефство её подруга Валечка, которая и стала вскоре моей второй супругой. Именно она в 2004 году предложила переехать в Ульяновск. С тех пор тут и живём, чему я безмерно рад. Взять хотя бы пенсию. В Узбекистане я копейки получал, а здесь, в России, ветеранам хорошие деньги дают.
Единственное, что огорчает Владимира Ивановича, так это то, что около года назад ему пришлось отказаться от самодельной радиоустановки, пользоваться которой теперь запрещено:
– Жалко, что так вышло. Я ведь, став пенсионером, преподавал в Ташкенте радиодело в кружке. Потом мои ученики разлетелись по всему бывшему Союзу. Много воды утекло, а любовь к радиоделу мы все сохранили, вот и общались, выходя на связь. А теперь вот только по телефону созваниваемся…
На прощание Владимир Иванович посоветовал нам всем как можно чаще улыбаться и ни на кого не злиться:
– Знаете, почему я до 97 лет дожил? А потому что улыбаться люблю! И сейчас вот, хотя и болезни мучают, и возраст почтенный, я, как и в молодые годы, стараюсь всюду находить повод для радости. А о больных ногах стараюсь забыть. Весь секрет счастья и долголетия в том, чтобы поменьше злиться и завидовать и уметь радоваться тому, что есть.