Названия этого города нет ни на одной карте. Среди военных он известен как городок № 26. Ульяновцы его знают как арсенал ВМФ. Собственно, этим знания горожан об “объекте” и исчерпываются. Вся информация о нем до недавнего времени относилась к разряду военных тайн.
60 лет назад
Арсенал оброс слухами, домыслами, фантазии горожан рисовали даже подводные лодки, приплывающие по Волге к его пирсам. Не так давно арсенал ВМФ все же появился на карте, называемой “Объекты, угрожающие безопасности города Ульяновска”.
Командование арсенала ВМФ любезно согласилось рассказать о не очень секретных моментах своей жизни корреспонденту “Симбирского курьера”.
Строительство арсенала было запланировано еще в 1939 году. Тогда в Европе уже полыхала война, у страны возникла необходимость создать военные базы далеко от границ, чтобы защитить от вражеской авиации. Городок начал строиться в 1941-м. Этот год отмечает и время рождения арсенала.
Тогда на левом берегу еще не было домов Нижней Террасы. Первыми появились казарма, двухэтажный дом, бараки для рабочих, цеха для сборки и ремонта боеприпасов.
В годы войны арсенал принимал промышленные детали морских мин, торпед, производил их сборку, отгружал на военные флотилии – Волжскую, Ладожскую, Азовскую и на Сталинградский фронт. Рабочие, военные и весь инженерно-технический персонал работали в три смены.
Немецкая разведка получила сведения о появлении складов оружия в районе Ульяновска. Вражеская авиация неустанно проводила разведку, но арсенальцы создали такую систему маскировки, что немцам так и не удалось обнаружить склады.
После войны в городке № 26 были построены склады для снарядов, мин, торпед, не использованных в битвах. Появились новые цеха для сборки, ремонта, хранения современных видов вооружения.
Перископы как неотъемлемая часть архитектуры
Городок № 26 жил своей секретной жизнью долгие годы вплоть до прошлого, 2000-го, когда с него был снят статус закрытого. Для его жителей это означает более свободный режим, для журналистов – доступ к информации, для офицерского состава – лишение льготы после окончания военной службы претендовать на жилье или сертификат в любом городе страны, как это было раньше.
Но арсенал все равно остался объектом секретным, здесь никому не расскажут о количестве складов для боеприпасов, о численности офицерского состава, о системе охраны и о многих других вещах. Однако корреспонденту “СК” удалось побывать там, где не ступала нога рядовых граждан, и узнать многое из того, что входило в разряд “военной тайны”.
Командование арсенала само гостеприимно распахнуло перед корреспондентом “СК” ворота города.
Кстати, о воротах. Глядя на них, сразу ощущаешь суть и своеобразие всего, что находится за ними. Две высокие опоры, к которым прикреплены ворота, – это не что иное, как… перископы, видимо, отслужившие свое на подводных лодках.
У входа на территорию арсенала ожидаешь увидеть военный караул с карабинами через плечо. Но встречает всех милая женщина. Недолго мучая вопросами, устанавливающими личность, она любезно пропускает гостей.
Главная улица арсенала ВМФ удивляет своей невоенизированностью. Справа – яблоневый сад, слева – детская игровая площадка с яркими мухоморными грибками и качелями. Дальше – памятник Петру I как основателю российского флота. У входа в здание штаба – сразу два памятника: один посвящен арсенальцам за доблестный труд в годы Великой Отечественной войны, постамент другого когда-то украшал бюст Ленина, теперь на нем более актуальный для морского флота образ: парусник, серебристый летучий голландец.
Мой гид, капитан 2-го ранга Петр Попов, показывает жизненно важную достопримечательность городка: подсобное хозяйство, которое состоит из свинарника, коровника. Коровы летом пасутся тут же, на территории арсенала, привязанные на веревке к колышку. Есть у моряков даже две лошади. Чуть в стороне – огород, за урожайность которого отвечают матросы.
Границу переходили только грибники
И все же эту идиллию что-то мешает воспринимать как сугубо мирную картинку. Это “что-то” – заборы. Смекалистый хозяйственник распорядился загородить сады, парк глубинными минами, разумеется, разряженными. Заборы получились оригинальными, главное, вечными. Но опытный взгляд разведчика прежде всего отметил бы другую подробность ландшафта: то там, то здесь возвышаются бронебашни от корабельного оружия. Как пояснил гид, в случае проникновения на территорию арсенала врага за бронебашнями можно занять оборонительную позицию.
– Где же сердце арсенала? – любопытствую я у капитана 2-го ранга.
Пройдя административную часть городка, затем хозяйственную, мы оказались у ворот, от которых вырастают стены с колючей проволокой такой высоты и витиеватости, что сомнения в серьезности объекта тут же улетучатся у всякого, кто окажется рядом.
Это территория, где находятся склады с боеприпасами. Она имеет настоящую границу: распаханную по периметру участка “дорогу” шириной семь метров. Ступи нога врага, и он тут же станет пленником охраны, которая регулярно обходит территорию с дрессированными собаками.
– Склады арсенала не представляют опасности для Ульяновска, – заверяет командование. За 60-летнюю историю на территории не было ни одного взрыва.
Среди регулярных проверяющих экологи, лесники, городские власти, пожарные, военные. Но прежде всего, конечно, всю ответственность сознают сами арсенальцы. Трагический опыт коллег с Дальнего Востока, Казахстана заставляет быть начеку.
Каждое здание склада с боеприпасами обнесено высоким земляным валом, который должен удержать осколки взрывов. Здания имеют по два громоотвода. На случай пожара круглосуточно несет дежурство пожарная команда.
Здесь же находятся цеха по сборке и разборке боеприпасов. Устаревшие виды снарядов утилизируются и сдаются государству как цветной металл. Эту опасную работу – разборку боевых снарядов – соглашаются делать только женщины. Платят за нее немного, а вредность оценивается по первой категории. К тому же необходима особая чувствительность, которая свойственна только женским рукам: снаряд находится в бронекамере, работница его не видит, разбирает на ощупь.
Охранники боевых складов не ловили ни террористов, ни диверсантов, потому как попыток проникновения на территорию не было. Зато через границу забредали сюда грибники, рыбаки, бомжи. Но арсенальским “пограничникам” достаточно двух-трех минут, чтобы найти и задержать “злоумышленников”.
На дни рождения к морякам ходят по особому приглашению
Жизнь города № 26 с населением 1300 человек ничем не отличается от жизни любого другого города. Разве что ритм более спокойный, если не сказать монотонный: место жительства обязывает. В основном те же праздники, те же проблемы. Старикам не нравится, что молодежь становится на лавки ногами. Появился криминал: воровство, наркомания.
Проблема – туго закрученная почти в морской узел – получение жилья. Многие офицеры живут с семьями в общежитии. Перспектив нет. Старожилам повезло больше: им достались сталинские квартиры в старых домах, когда строили, не зная хрущевских поправок на экономию пространства.
К жителям города №26 на дни рождения приходят только по особому приглашению. Именинник обязан представить охране список приглашенных. И та же милая тетечка у ворот ни за что не позволит излить дружеские чувства, если вашей фамилии нет в праздничном перечне.
Арсенальцы, пусть и считаются горожанами, но все знакомы друг с другом. Как бывает только в деревне. Здесь семейные дела каждого не военная тайна. С одной стороны, людей это сближает, с другой – необходимо придерживаться строгих нравов, традиций.
Основная часть населения работает здесь. Сформировались целые трудовые и военные династии. Их фамилии здесь знает каждый: Юрченко, Росавицкие, Ляйчевы, Евсефеевы, Микеничевы. Сюда приехали мальчишками и дослужились до полковников Борис Тугов, Владимир Лебедев, Виталий Мензеров.
Свою боеспособность арсенальцы продемонстрировали в Чечне, обеспечивая войска вооружением и боеприпасами в антитеррористической кампании.
Кроме всего, для горожан офицеры в морской форме – просто впечатляющий штрих улиц нашего города: по ним по-прежнему вздыхают юные барышни и с уважением провожают мужчины.
Кстати, слухи о том, что к арсеналу приплывают подводные лодки, моряки узнали впервые и пообещали вписать в разряд профессиональных анекдотов.
Алсу ИДРИСОВА.