Наверное, одним из главных рекордов возведения ульяновского мостового сооружения является срок его строительства. Если считать с момента создания производственных баз и необходимой инфраструктуры, то по нынешний момент уже прошло 23 года! За это время на строительстве моста появились дети и даже внуки тех, кто начинал его возводить. Сегодня, когда мост построен, прошел все испытания и готов к эксплуатации, самое время подвести определенные итоги, тем более, что много чего в процессе возведения этого грандиозного сооружения является уникальным.
Общие данные:
Длина моста через Волгу с эстакадами – 5,8 км, с подходами – 13 км;
Мост состоит из 25 пролетных строений балочного типа;
Средняя длина одного пролетного строения – 220 метров, вес более 4000 тонн;
Пролет двухъярусный для четырехполосного движения транспорта по верхнему ярусу и двухполосного по нижнему;
Прогнозная интенсивность движения по мосту – до 40 000 автомобилей в сутки.
Ограничения для транспорта на мосту: максимальная скорость – 60 км/ч, вес – не более 14 тонн на ось;
Транзитный путь, проходящий через волжский мост, позволит сократить расстояние от Москвы до Урала и Сибири более чем на 100 километров, даст значительную экономию времени и, главное, снизит стоимость перевозки грузов.
Что сделано впервые в истории строительства Ульяновской области:
Впервые для подъема на высоту 60 м пролетов свыше 4000 тонн при длине 220 м была создана технология, заключающаяся в заводке пролета между опорами, его подъеме на проектную высоту и горизонтальном сдвиге на 4 м с помощью гидромодулей «Freyssinet». Данный метод позволил отказаться от дорогостоящего полунавесного монтажа, сэкономить не менее миллиард рублей и сократить срок строительства более чем на год;
Впервые в истории отечественного и зарубежного мостостроения в качестве фундаментов были использованы буронабивные сваи диаметром 2,75 метра с расширением в нижней части до пяти метров;
Впервые в регионе появились стационарные пункты весового контроля, которые необходимы для безопасного пропуска по мосту большегрузного транспорта;
Впервые искусственное сооружение было окрашено. Современная система антикоррозийной защиты предохраняет металлические конструкции от воздействия атмосферы и к тому же улучшается эстетический вид моста;
Впервые ограничено воздействие транспортной инфрастуктуры на городскую территорию благодаря установке шумозащитных экранов. Таким образом, соблюдены современные экологические требования. До минимума снижено влияние шума от движения транспортных потоков на население, проживающее вблизи трасс;
Впервые в нашем регионе применена современная конструкция дорожной одежды – двухслойное покрытие из полимерасфальтбетона («литого» асфальта) и щебёночно-мастичного асфальтобетона (ЩМА), что позволит значительно увеличить межремонтные сроки магистрали (до 7-10 лет).
Из истории строительства моста:
1980 г. – было впервые заявлено о необходимости строительства в Ульяновске автодорожного моста через Куйбышевское водохранилище;
26 сентября 1986 г. – впервые в истории отечественного мостостроения был проведен закрытый конкурс по выбору наиболее рационального с конструктивной и экономической точки зрения проектного решения; по итогам конкурса к дальнейшей разработке был принят проект, предложенный московским институтом «Гипротрансмост» (ГИП Е.Г. Гапонцев);
Ноябрь 1985 г. – специально для возведения крупнейшего в мире (на тот момент) речного мостового перехода, на правах треста было создано Управление строительства «Ульяновскмосстрой»;
1986 г. – начало работ – строительство производственных баз и необходимой социальной инфрастуктуры;
23 ноября 1988 г. – проект строительства утвержден распоряжением Совета Министров РСФСР № 1251-Р;
1988 г. – сооружена первая опора (№14), 24 июля этого же года установлено первое пролетное строение (№13-14);
1995 г. – первоначально сдать мост планировалось в апреле этого года, к 125-летию В.И. Ленина;
1995-98 гг. – самый мрачный период в строительстве моста; в связи с отсутствием финансирования из федерального бюджета, строительство было приостановлено;
8 октября 1998 г. – постановлением Правительства РФ №1176 было решено возобновить строительство моста;
2000-05 гг. – из-за недостатка финансовых средств темпы работ были весьма невысокие – монтировалось по одному пролету в год;
2002 г. – в связи с изменениями законодательства и совпавшими по времени банкротством ОАО «Ульяновскмостстрой» был проведен конкурс и определен новый генеральный подрядчик строительства; им стало ЗАО «Балтийская строительная компания – Санкт-Петербург»;
13 марта 2006 г. – объемы финансирования, а вместе в ними и темпы строительства объекта существенно увеличились после встречи Президента РФ В.В. Путина и Губернатора Ульяновской области С.И. Морозова; благодаря политическому решению Владимира Путина и поддержке Министра транспорта РФ Игоря Левитина, с этого времени львиную долю (95%) финансирования составляют средства из бюджета страны;
IV квартал 2006 г. – Ульяновской области были выделены дополнительные средства федерального бюджета в размере 1,6 млрд. рублей (общий объем финансирования в 2006 г. Составил 2,6 млрд. рублей);
2007 г. – из федерального бюджета выделено уже 4,2 млрд. рублей;
2008 г. – рекордный год по объемам финансирования – было освоено около 6 млрд. руб.; всего же за 23 года строительства суммарная стоимость ульяновского долгостроя в перерасчете в ценах 2009 года составила 20,9 млрд. рублей;
2006-09 г. – за 4 года силами генерального подрядчика ЗАО «Балтийская строительная компания – Санкт-Петербург» совместно с субподрядчиками ОАО «Волгомост» и ООО «Ремстроймост» было смонтировано и установлено 14 пролетных строений; объем земляных работ, выполненных на подходах к мосту, превысил 5 миллионов кубометров;
Конец апреля – начало мая 2009 г. – на капитальные опоры был поднят и установлен последний пролет новой переправы, берега соединились;
3 июля 2009 г. – на правом берегу введена в эксплуатацию транспортная развязка типа «Кольцо»; объект первого пускового комплекса строящегося мостового перехода через Волгу в Ульяновске. Находится в районе северного поста ГИБДД; кольцевая развязка является частью правобережного подхода к новому мосту.
26 августа 2009 г. – по мосту с берега на берег проехал первый автмообиль, было открыто сквозное движение для технологического проезда транспорта;
30 сентября – 4 октября – проведены испытания моста; в статических и динамических испытаниях было использовано 48 груженых КАМАЗов общей массой 960 тонн и свыше 70 специальных приборов;
4 октября 2009 г. – «Научно-проектный институт «ИМИДИС» завершил испытания мостового перехода и выдал Акт соответствия мостового перехода расчетным нагрузкам;
13 ноября 2009 г. – в связи с пожаром на военных складах «Арсенал» в Ульяновске перекрыт старый мост и в экстренном порядке организовано движении всего транспорта по новому мосту; так неожиданно состоялось неофициальное открытие нового моста;
Заказчики строительства моста в разные годы:
1984-1990 гг. – Управление капитального строительства (УКС) исполнительного комитета Совета народных депутатов города Ульяновска;
1990-1995 гг. – Дирекция строительства мостового перехода через реку Волга в городе Ульяновске;
1995-1998 гг. – ОАО «Ульяновский мостовой переход»;
1998-2001 гг. – Государственное предприятие «Ульяновскавтодор»;
2001-2009 гг. – ОГУ «Департамент автомобильных дорог Ульяновской области»;
Строительство моста велось силами:
1986-2002 гг. – Управление строительства «Ульяновскмостстрой» (с 1992 г. Реорганизовано в ОАО «Ульяновскмосстрой») в составе: Мостоотряд № 51, Мостоотряд № 92, Мостоотряд № 121;
2002-2009 гг. – генеральный подрядчик ЗАО «Балтийская строительная компания – Санкт-Петербург», субподрядные организации: ОАО «Волгомост» (с 2006 г.) , ООО «Ремстроймост».
Организации, на разных этапах принимавшие участие в строительстве:
ЗАО «Строймеханизация», ООО «АВТ-Дорстрой», ГК «АБЗ-1» (Санкт-Петербург), ООО «БСК-СМ»
Поставщики основных материалов:
ЗАО «Воронежстальмост», НПП «Высокодисперсные металлические порошки», ООО «Ульяновский речной порт», ООО «Технониколь», ОАО «КТЦ Металлоконструкция», ГК «ВЭМ», ООО «Завод ЖБИ-1», ЗАО «РАСТРО», ООО «НПФ ФЬЮЛЭК».
По информации: Министерства транспорта и промышленности Ульяновской области, Департамента транспорта и дорожного хозяйства Министерства промышленности и транспорта Ульяновской области
Фото: Андрея Бородина, а также с сайтов Департамента транспорта и дорожного хозяйства Министерства промышленности и транспорта Ульяновской области и Правительства Уляьновской области
Hermes
Я думаю, что в этот ряд достойно станет сумма украденных и отмытых на этом долгострое средств…..
Морозов, извольте озвучить циферки
ЕЛИЗАВЕТА гермесу
Вам и не снилось! Да и следователям не посчитать. Проехали.
санитар
При царе Николае II организация работ была на более высоком уровне! Есть на кого равняться и губернаторам, и секретарям обкомов!
Вован
60 км/ч по такому мосту – преступление. Однозначно должно быть 90, иначе это просто кормушка для известных перцев.