Взрывы на военном складе в Ульяновске отзовутся в коридорах Минобороны
Жители Ульяновска, покинувшие свои дома сразу после того, как 13 ноября на местном складе с боеприпасами начались взрывы, постепенно возвращаются к нормальной жизни. В зданиях, оказавшихся в зоне поражения смертоносного фейерверка, чинят крыши, вставляют стекла, подключают газ. Обезвреживание неразорвавшихся снарядов, разлетевшихся во время взрывов, уже завершилось, и власти подсчитывают убытки, понесенные в результате ЧП. На фоне всего этого все громче звучит критика Минобороны и все чаще предлагается вывести военные арсеналы за пределы российских городов.
Ульяновску сильно повезло. Катастрофы, сравнимой по масштабам с аварией на Саяно-Шушенской ГЭС, удалось избежать лишь благодаря счастливой случайности и грамотной работе пожарных. В первые часы после начала пожара и первых взрывов сообщалось о том, что на территории склада “31-й арсенал” ВМФ РФ пропали без вести как минимум 35 человек. Шансы найти этих людей живыми были ничтожны, о чем поспешил сообщить губернатор Ульяновской области Сергей Морозов. Однако вскоре спасатели обнаружили в бомбоубежище на территории склада даже не 35, а 43 человека.
К тому моменту взрывы на складе продолжались уже более шести часов, сильно перепугав не только Ульяновск, но и соседние города. Паники добавляли просьбы местных властей к жителям не выходить на улицу и запастись водой и марлевыми повязками. Поползли слухи, что на складах могли храниться химические вещества, поскольку информации о ЧП поначалу было крайне мало. Через некоторое время к землякам обратился губернатор, заявивший, что на складе хранятся обычные боеприпасы, однако нельзя сказать, что эта новость сильно обнадежила ульяновцев.
Около трех тысяч человек либо сами покинули свои дома, либо были эвакуированы из опасного места. 31-й арсенал находится в Заволжском районе Ульяновска в окружении жилых домов, поэтому любой, даже не такой значительный инцидент на складе становится потенциально опасным. Однако то, что произошло 13 ноября, не было рядовым происшествием – снаряды и их осколки разлетались на несколько километров, грозя разрушить не только жилые дома, но и стратегический объект – мост, соединяющий левый и правый берега Волги. Городские власти открыли для движения другой мост, совершенно новый, но это ситуацию изменило не сильно – тысячи человек оставались в заложниках бушующего арсенала.
Пожар на складе был такой силы, что военные пожарные, занимавшиеся его тушением, едва могли подойти к источнику огня. Ситуацию усугубляли непрекращающиеся взрывы боеприпасов, что в итоге привело к гибели двух пожарных – мичмана Владислава Панкова и рядового Ивана Кузнецова. В результате ЧП пострадали как минимум 60 человек, однако, учитывая масштаб разрушений, жертв могло быть в десятки раз больше.
К утру 14 ноября пожар был ликвидирован, однако отдельные снаряды, разлетевшиеся по Заволжскому району, еще какое-то время продолжали взрываться. Оказалось, что на территории арсенала сгорели три цеха хранения боеприпасов из пяти – были уничтожены два вагона с порохом, а также бесчисленное количество мин и других боеприпасов. Столь большое число опасных объектов, хранившихся на складе, объясняется специализацией предприятия – “31-й арсенал” занимается утилизацией боеприпасов.
Вскоре появились предположения, что именно это могло стать вероятной причиной происшествия – во время утилизации, возможно, были нарушены правила безопасности. Предполагаемую виновницу того, что в одном из цехов сдетонировал снаряд, вызвав эффект домино, даже нашли в больнице – она получила сильные ожоги. Возможно, ей и будет предъявлено обвинение по возбужденному СКП уголовному делу по статьям “Нарушение правил обращения с оружием и предметами, представляющими повышенную опасность для окружающих” и “Халатность”. Если это произойдет, то будет по меньшей мере несправедливо. Ведь глупо обвинять одну-единственную женщину в том, что она неправильно разбирала снаряд, забывая при этом об ответственности государственных мужей, разместивших военный арсенал в черте города.
Арсенал появился в Ульяновске в самом начале Великой Отечественной войны, став одним из важнейших предприятий в стране. За 60 лет к военному объекту в городе привыкли, однако в последние годы, по словам работников арсенала, начальство стало “наседать”. Некоторые из них на условиях анонимности рассказали “Коммерсанту”, что людей заставляли выполнять завышенные планы, требовали разбирать все большее и большее количество снарядов, да к тому же заставляли работать в две смены.
С действиями руководства арсенала наверняка будут разбираться следственные органы, однако более масштабные выводы последовали уже на выходных. Командование ВМФ, на балансе которого находится склад в Ульяновске, сразу же объявило о том, что предприятие выведут за пределы города. Минобороны, также почувствовав за спиной дыхание традиционного в таких случаях жареного петуха, пошло дальше и объявило о подготовке предложения вывести вообще все военные арсеналы из городов России.
Таковых в России насчитывается несметное количество, и вопрос, почему оборонное ведомство озаботилось их близостью к ни в чем не повинным людям лишь сегодня, остается открытым. Этот вопрос не остался без внимания первых лиц государства, которым на выходных невольно пришлось отвлечься на Ульяновск – президенту от визита в Сингапур, премьеру – от общения со словенским коллегой и просмотра футбольного матча. Оба – и Дмитрий Медведев, и Владимир Путин – все выходные держали связь с представителями МЧС и руководством региона, давая им поручения – каждый свое.
Премьер поручил областным властям заняться текущими заботами – ликвидировать последствия чрезвычайной ситуации и помочь жителям восстановить поврежденное имущество. Президент взял выше и велел Минобороны вместе с МЧС в двухнедельный срок провести обследование всех подобных объектов в стране. Как это заведено, проверки в России будут проводиться по факту ЧП, а не во избежание их.
Ярослав Загорец