Основной финансовый документ региона – бюджет области на 2010 год и плановый период 2011-2012 годов – был принят в первом чтении большинством депутатов Законодательного Собрания. Отдельные представители оппозиции за этот документ не голосовали. О проекте бюджета области накануне принятия его во втором чтении мы говорим с руководителем фракции «Справедливая Россия», членом комитета по бюджету, налогам и предпринимательству Николаем Дорониным:

– С серьёзной критикой областного бюджета я выступал и в прошлом году. Тогда наша партия отмечала, что у области не будет запланированного дохода в условиях финансового кризиса. К сожалению, власть к этим замечаниям не прислушалась, а наши опасения подтвердились. На сегодняшний день у региона недостаточные поступления как от налога на прибыль, от НДФЛ, так и от иных налогов.

Что касается областного бюджета на 2010 год, то здесь я бы хотел обратить внимание на следующее. При его разработке и принятии должны учитываться Бюджетное послание Президента на очередной год, основные направления бюджетной политики и программа социально-экономического развития субъекта. На мой взгляд, многие важнейшие требования и задачи, указанные в этих нормативных актах, в проекте основного финансового документа региона не учтены.

Так, к примеру, в бюджетном послании Дмитрий Медведев особое внимание уделил проблеме реализации программ ипотечного кредитования, а также поставил задачу увеличения доходов от использования недвижимости. В нашем регионе на следующий год вовсе не предусмотрено финансирование такой программы, как «Развитие системы ипотечного жилищного кредитования в Ульяновской области на 2006-2010 годы». Более того, у нас сокращены средства на реализацию программы «Создание системы кадастра недвижимости в Ульяновской области (2008-2011 годы)» с 15,8 миллионов до 500 тысяч. На мой взгляд, в условиях финансового кризиса очень важно выполнить требования бюджетного послания Президента и привести в порядок эту систему, что позволит повысить эффективность управления государственной собственностью и увеличить неналоговые источники дохода за счёт использования недвижимости.

В проекте бюджета мы наблюдаем сокращение общего объема межбюджетных трансфертов, получаемых муниципальными образованиями. В частности, речь идёт о сокращении дотаций на выравнивание их бюджетной обеспеченности. Считаю, что это недопустимо. Муниципальная власть наиболее приближена к населению и несёт, порой, самое тяжкое бремя ответственности по обеспечению жизненно-важных социальных функций, однако собственных финансовых ресурсов на реализацию своих обязательств имеет катастрофически мало. Поэтому и предусматривается законодательством финансовая помощь со стороны региона, обязанность предоставления которой неоднократно подтверждалась решениями Конституционного суда РФ. Многие помнят внештатную ситуацию по остановке котельной в р.п. Чуфарово Вешкаймского района, где люди замерзали в собственных домах, так как местная власть не имела достаточных собственных ресурсов для решения этого вопроса. В итоге регион был вынужден выделить средства, чтобы защитить граждан. Правильно ли то, что подобные серьёзные проблемы решаются только в чрезвычайном режиме? Не разумнее ли было бы заранее финансировать муниципалитеты в объёме, достаточном для реализации их обязанностей?

Убеждён, что нельзя сокращать расходы или не финансировать областные целевые программы, от реализации которых напрямую зависит жизнь и здоровье жителей региона.

Так, сегодня серьёзные опасения вызывает состояние подпрограммы «Развитие системы пожарной безопасности в Ульяновской области на 2006-2011 годы». Её финансирование уменьшено в десятки раз – с 87 миллионов 997,6 тысяч до 5 миллионов рублей. События последних дней, думаю, каждого заставили задуматься о значении пожарной безопасности. Нельзя сокращать финансирование этой программы, тем более, настолько сильно. Об этом не раз говорили представители федеральной пожарной службы на заседаниях комитета по бюджету, налогам и предпринимательству Законодательного Собрания. Недопустима подобная ситуация и с точки зрения требований нового технического регламента.

В проекте бюджета уменьшены средства на реализацию таких программ, как «Обеспечение устойчивого благополучия животноводства Ульяновской области на период 2005-2010 годы» (на мероприятия по обеспечению безопасности объектов утилизации биологических отходов заложено 5 миллионов 715,6 тысяч рублей вместо предусмотренных 6 миллионов 732 тысяч); «Комплексные меры по профилактике правонарушений на территории Ульяновской области на 2006-1010 годы» (в бюджете предусмотрено 130 тысяч рублей вместо запланированных 17 миллионов 814 тысяч); «Обеспечение населения Ульяновской области доброкачественной питьевой водой на 2007-2010 годы» (средства на реализацию уменьшены с 73,9 до 5 миллионов)… К чему это приведёт, покажет время.

Анализ структуры расходов бюджета, а также результаты исполнения бюджета в этом году свидетельствуют о том, что резервы в нём, безусловно, есть. И перераспределить средства для финансирования жизненно важных программ возможно. Надеюсь, что в этот раз к конструктивным предложениям власть отнесётся с большим вниманием, что позволит защитить интересы граждан.