Из-за пожара на “Арсенале” мог взлететь на воздух весь Ульяновск
Виктория Чернышева
Через три дня после роковой для волжского города пятницы тринадцатого о событиях той страшной ночи рассказали “РГ” те, кто не побоялся шагнуть в огненную стихию и предотвратить масштабную трагедию.
“В 1996-м я был в Чечне. Но то, что было в “Арсенале”, намного страшнее”, – говорит полковник внутренней службы, начальник Центра управления в кризисных ситуациях главного управления МЧС России по Ульяновской области Александр Литвиненко. Он стал первым, кто побывал на территории горящей военной части.
По словам полковника, Ульяновску просто повезло. В ЧП, случившемся на территории военной части, очень много слов “если”. Так вот, если бы огонь прошел дальше совсем чуть-чуть – на 150 метров, возможно, левобережных микрорайонов города уже могло бы не быть на карте.
Началось все с сигнала о взрыве бытового газа на одной из улиц Верхней Террасы. Три пожарных машины, выехавших на место ЧП, обнаружили, что на самом деле горит в другом месте.
– Мы увидели огромное зарево, беспрестанно гремели взрывы. Через 15 минут после того, как мы прибыли на территорию части, от ее руководства поступило сообщение: пожар возле складов, где хранится 300 тонн ГСМ. Я принял решение направить туда личный состав и технику. Так как я не имел права рисковать людьми, задал им вопрос: кто желает выехать на место ЧП. Ни один из тех, кого я опросил, не отказался, – вспоминает Литвиненко.
Пожар локализовали. Работать приходилось, высоко подняв голову – следить, чтобы в тебя не попали болванки. Как на войне.
Однако после этого спасатели получили информацию, что в зоне пожара находятся люди – без вести пропавшими числились более 30 человек.
– Вообще у нас с информацией было очень скудно, – продолжает полковник. – Мы только догадывались, что именно горит и чем это грозит городу. Зарево было по фронту метров на 500.
Цеха горели на протяжении километра. В общей сложности пожар затронул 100 тысяч квадратных метров. Полыхали три цеха по утилизации боеприпасов: в общей сложности шесть строений. Но, что самое страшное, рядом – всего в 150 метрах – располагались основные склады с боеприпасами. В один из них ударила болванка. Стена обрушилась, но, к счастью, снаряды не сдетонировали. Эти здания пожарные начали заливать водой, чтобы, не дай бог, не рвануло.
Перед тем как отправиться назад, Литвиненко и Бондарь нашли бомбоубежище, из которого вышли люди – там больше никого не было, обследовали цеха, лаборатории, которые были разбиты взрывной волной, но не горели. Попытались отыскать людей, которые могли там остаться. Обнаружили разбитую пожарную машину военной части. Погибших людей, которые почти сутки считались пропавшими без вести, удалось найти только на следующий день…
– Получилось так: первый автомобиль, в котором были старший мичман Владислав Панков и матрос Иван Кузнецов, подъехал со стороны горящего здания. Военные встали между двух цехов, чтобы защитить цех, который еще не горел. Но раздался взрыв. Ударная волна была такой силы, что взорвался бензобак, машина разлетелась на четыре части. Одного военного придавило цистерной. А другого обожгло и отбросило метров на 20.
Всю эту информацию передали в штаб, начальнику управления МЧС региона Игорю Кисилеву. Данные помогли успокоить людей: прежде не были известны масштабы ЧП, никто не знал, то ли эвакуировать Верхнюю Террасу, то ли весь левый берег.
Позже Кисилев скажет: Бог был на нашей стороне. Несмотря на огромный масштаб ЧП, погибших оказалось очень мало. Никого из пожарных даже не ранило осколками. Они продолжают работать там до сих пор: под прикрытием бронетехники заливают тлеющие завалы, из-под которых время от времени раздаются взрывы.
А Александра Литвиненко теперь называют человеком, “который спас город”. Настоящий полковник: в пекло он пошел даже без бронежилета – было не до этого. Он подал пример своим подчиненным, которые позже отправились на территорию, где все еще взрывались снаряды. О смертельной опасности в тот момент они уже и не думали. Но теперь называют случившееся “уроком”: как говорится, на Бога надейся, а сам не плошай.
P.S.
Решением руководства регионального управления МЧС Литвиненко, а также начальника пожарно-спасательного центра Александра Бондаря представили к ордену Мужества.