13 ноября в 15.40 над складами военного городка ВМФ, расположенного в Заволжском районе Ульяновска, взметнулся столб огня, взрывная волна выбила стекла в домах, школах, детских садах, на жилые кварталы повалил черный дым. Спасателям пришлось эвакуировать более тысячи человек
Канонада в районе складов раздавалась до поздней ночи. Ликвидация последствий ЧП продолжается. К ней, по данным МЧС, привлечены 2139 человек и 251 единица техники.
Эхо войны
ЧП произошло в военном городке № 26, 31-й арсенал Военно-морского флота РФ (в/ч № 34236). Он существует здесь с 1941 года. Склады для военных моряков организовали в начале войны. Это было удобно: по Волге переправляли боеприпасы для фронта. В мирное время базу было решено использовать для хранения, ремонта и утилизации морских вооружений: мин, торпед, снарядов, глубинных бомб. Тогда Ульяновск был далеко, но вопрос о переносе взрывоопасного производства не возникал и позже. Жить на пороховой бочке вошло в привычку. На момент ЧП на территории арсенала квартировали 1500 человек. Рядом с военными казармами здесь расположены три пятиэтажки, 24 двух- и одноэтажных дома, детский сад.
В пятницу, 13 ноября, в одном из цехов арсенала шла будничная утилизация боеприпасов. Взрывают их на полигонах, вдали от жилья, а в заводских условиях снаряды “потрошат”, извлекая порох. На то есть специальная технология. Но ее нарушили. Как именно – расскажут следователи, изучающие обстоятельства трагедии.
Вечером пресс-служба УФСБ по Ульяновской области распространила сообщение. В нем, чтобы успокоить население, говорилось: “Во время уничтожения боеприпасов из-за нарушения установленного цикла… возник пожар, приведший к взрывам”. Со слов очевидцев известно: от искры загорелся порох в вагонах, огонь перекинулся на еще неуничтоженные снаряды, лежавшие рядом в цехе. Рабочие успели выбежать из помещения и укрыться в бомбоубежище. Это спасло им жизнь. Матрос Иван Кузнецов и мичман Владимир Панков пытались остановить огненную стихию и погибли.
Ранения и травмы, по данным МЧС по Ульяновской области, получили 60 человек. 11 из них помещены в местную больницу, остальные, получив медицинскую помощь, от гос-питализации отказались. Как сообщил губернатор Сергей Морозов, трагедия нанесла региону материальный ущерб в 200 млн рублей по самым скромным подсчетам. Сейчас в бюджете области и города изыскиваются средства для ликвидации последствий. По факту ЧП возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 293 (халатность) и ч. 3 ст. 349 (нарушение правил обращения с оружием и предметами, представляющими повышенную опасность для жизни людей) УК РФ.
Ликвидация
Уже через десять минут после первого взрыва к месту ЧП прибыли губернатор и представители силовых структур, был создан областной штаб по ликвидации аварии. Для эвакуации жителей подогнали автобусы, людей приняли несколько школ на Нижней террасе. Здесь работали врачи и психологи, в столовых приготовили горячий ужин. Всем желающим уехать подальше от зоны бедствия – таких набрались 156 человек – предоставили возможность переночевать в гостиницах города на правом берегу.
По данным МЧС, площадь возгорания составляла 600–800 кв. метров. Для тушения была задействована бронетехника. Полностью ликвидировать пожар удалось к 0 часов субботы, 14 ноября. Но поскольку снаряды разметало по окрестностям, единичные взрывы продолжали греметь и 14-го, и даже 15-го. К ликвидации последствий были привлечены саперы дислоцированной в Ульяновске 31-й бригады ВДВ, специалисты Центроспаса из Самары.
Взрывами частично повреждены 220 жилых домов, сообщил руководитель управления МЧС по Ульяновской области Игорь Кисилев. В большинстве из них оказались выбиты стекла, кое-где и рамы, разрушена кровля. Наутро после ЧП, еще затемно, к военному городку стали подъезжать рабочие бригады с техникой для уборки и расчистки территории. Дождавшись, пока закончат саперы, проверявшие оставшиеся на складах боеприпасы, строители-монтажники начали разбирать обломки, восстанавливать, как говорят специалисты, тепловой контур жилых домов. Заменить 20 тысяч кв. метров окон за несколько дней невозможно, поэтому работали по временному варианту: сначала проемы затянули поли-этиленовой пленкой, потом стали стеклить. “Днем и ночью на восстановлении жилого фонда трудились более 500 работников жилищно-коммунальных служб, – отмечает мэр Ульяновска Сергей Ермаков. – Был создан штаб по решению всех социальных проблем пострадавших. Круглосуточно работала “горячая линия”, на которую принимали заявки от жителей”.
Без паники
Происшествие в Заволжье вызвало тревогу у всех жителей Ульяновска. Они опасались, не приведут ли взрывы к ухудшению экологии. В связи с этим заборы воды и воздуха делались несколько раз в сутки как в районе Заволжья, так и в остальных. Пробы, сообщил руководитель Роспотребнадзора по Ульяновской области Анатолий Меркулов, успокоили: содержание вредных веществ не превышало нормы для этого времени года.
Чтобы не было паники, ульяновцев постоянно информировали о происходящем: по местным телеканалам регулярно шли репортажи с места событий, бегущая строка сообщала населению телефоны служб помощи пострадавшим. Задействовали сотовых операторов: в эсэмэсках, подписанных губернатором, сообщалось о мерах по ликвидации последствий ЧП, возобновлении движения транспорта, начале подачи воды и тепла в пострадавшие кварталы. Такой прием оповещения населения был применен впервые.
В экстремальной обстановке удалось сохранить порядок, отметил губернатор Сергей Морозов: в течение суток после взрыва в городе не было отмечено ни одного преступления. Несмотря на это, 15 ноября в Заволжском районе все-таки ввели режим чрезвычайной ситуации.
Сегодня сделаны запоздалые, но необходимые выводы. На селекторном совещании с участием Дмитрия Медведева говорилось о необходимости срочно принять закон, запрещающий размещать склады с боеприпасами рядом с жилыми районами.