Александр Капитонов убежден, что решать современные проблемы градостроительства, архитектуры и сохранения наследия зодчих прошлого должно все сообщество. Сегодня он, председатель Ульяновской организации Союза архитекторов России и руководитель одной из ведущих архитектурных мастерских города – «Симбирскпроект», которая выполняет многие крупные градостроительные проекты, – собеседник корреспондента «УС».

– Александр Михайлович, что представляет собой Союз архитекторов в Ульяновске?

– Союз архитекторов – общественная организация. Главные задачи Союза – способствовать профессиональной консолидации, созданию атмосферы творчества и товарищества, повышению архитектурного мастерства и авторитета нашей профессии. Ульяновское архитектурное объединение было создано в 1955 году, в следующем году мы будем отмечать 55-летие нашей организации.

Только в последнее время мы организовали и приняли участие в нескольких крупных мероприятиях. В Саратове проходила международная выставка дипломных проектов архитектурных вузов, на которой наши молодые архитекторы получили три диплома I степени. На эту выставку была организована экскурсия. Как всегда, ульяновские архитекторы приняли активное участие в международном фестивале «Зодчество-09», который проходил в Москве. Регион был представлен в пяти номинациях, девятью нашими участниками. Получены награды – дипломы и грамоты. В октябре в Ульяновске была организована выставка современной архитектуры Санкт-Петербурга. Недавно мы провели презентацию нового издания из серии «Мастера архитектуры Симбирска» – книги, посвященной нашему выдающемуся архитектору Августу Шоде.

– Сколько в нашем регионе архитекторов?

– В Ульяновской области Союз архитекторов объединяет 80 архитекторов. Всего в городе и области – около 300 профессиональных архитекторов. Есть данные европейской статистики, которая ведется по количеству членов профессиональных союзов. В Ульяновском регионе один архитектор проектирует для 17000 населения, в России один архитектор – на 13000 населения, в Москве – на 3000, а в Германии один архитектор – на 700 человек. Эти показатели говорят об уровне градостроительной культуры и профессионализма общества, и если мы хотим иметь качественную архитектуру, то специалистов у нас должно быть в десятки раз больше. Есть еще один аспект, который будет оказывать все большее влияние на нашу архитектуру. Это – формирование ульяновской архитектурной школы. Все ведущие архитекторы, работающие в Ульяновске, получали образование в Москве, Самаре, Казани и в других крупных архитектурных вузах, приезжали сюда по распределению. Эта практика прекратилась 20 лет назад. Теперь архитекторов готовят наши университеты, и их выпускники уже активно работают. Это то поколение молодых архитекторов, которые будут определять нашу архитектуру в ближайшее время, и от качества их подготовки в вузах, от их стремления повышать свой профессионализм зависит будущее ульяновского градостроительства.

– Сейчас часто говорят о том, что многие города России, в числе которых и Москва, утратили или утрачивают свою историческую архитектурную индивидуальность. И даже над Санкт-Петербургом, где собираются возводить «чертов палец» – Охта-центр, нависла угроза потери его неповторимого облика. Те же проблемы и в Ульяновске. Мы не раз были свидетелями, когда в историческую застройку грубо внедряется современное здание, не соответствующее исторической архитектурной среде ни по стилю, ни по масштабу. Как вы к этому относитесь? И какой тут должна быть политика органов власти, отвечающих за архитектуру и градостроительство?

– Отношение к историческому архитектурному наследию отражает уровень гражданской ответственности жителей города, региона или страны. Ваш пример с Охта-центром в Санкт-Петербурге, когда в центре города строится небоскреб, который меняет исторический облик города, веками сложившийся ансамбль, имеющий мировое культурное значение, говорит о том, что это государственная системная проблема. Это самый яркий пример, когда решения принимаются крупным инвестором, который не считается ни с чем и ни с кем и ведет себя в историческом городе, как слон в посудной лавке.

Что нужно сохранять и в какой мере? Культура и традиции европейского города подразумевают, что ансамбль как целое важнее отдельных частей. В любом европейском историческом городе это проявляется со всей очевидностью, каждое здание не похоже на соседа, но не старается его затмить. При этом учитывается, что к застраиваемому участку примыкают другие здания, которые ничуть не хуже, и к ним следует проявлять уважение. Это принципиально отличается от американской концепции города, когда каждое здание старается «перекричать» соседнее, когда возводятся памятники самим себе, без учета культурной традиции.

Историческая застройка центральной части нашего города двух- и трехэтажная. Одни считают, что это плохо, но малоэтажное жилье – самое комфортное для человека, и для жизни больше подходит малоэтажный тип застройки, который когда-то преобладал в Симбирске. Вы правильно отмечаете, что утрата исторической застройки – это утрата индивидуальности города, это невосполнимая утрата части культуры. На словах все за ее сохранение, но когда приходит инвестор, ему выгодно получить максимальную прибыль, не считаясь ни с чем. Повторюсь, проблема в том, что нашему обществу в целом не хватает общей культуры, чтобы грамотно соблюдать баланс сохранения культурного наследия и нового строительства, необходимо развивать и нормативную базу, чтобы были четкие и ясные правила и ограничения для строительства в историческом центре.

– Как Вы оцениваете градостроительную ситуацию в Ульяновске?

– Ситуация, считаю, положительная, потому что городу удалось сохранить потенциал историко-культурного наследия исторического центра и уникальное природное богатство. Разработаны и продолжают совершенствоваться документы территориального планирования и градостроительного регулирования – это Генплан города, Правила землепользования и застройки, проекты планировки, утверждены границы зон охраны объектов культурного наследия и режимы использования земель в границах данных зон. В городе приняты и успешно реализуются крупные инвестиционные программы и проекты по строительству крупных градоформирующих объектов регионального и федерального значения, в городе сохранен мощный строительный комплекс, построены новые предприятия и производства строительной индустрии. Все это позволяет сказать, что наш город обладает огромным потенциалом для градостроительного развития.

– Как Вы считаете, будет ли в Ульяновске когда-нибудь архитектурный расцвет, как это произошло в начале XX века?

– Экономическое развитие города определяет культурный и архитектурный расцвет. В начале прошлого века экономика города переживала небывалый подъем: развивалось промышленное производство, торговля, построены железная дорога и мост через Волгу, строились банки, доходные дома, ремесленные училища. Новый облик города формировался с участием выдающихся симбирских архитекторов – Ливчака, Шоде, Вольсова. В наше время завершение строительства нового мостового перехода, формирование в городе транспортно-логистического центра на базе «Волжского транзита» ,ульяновского транспортного узла, развитие портовой зоны и промышленной зоны «Заволжье» будет стимулировать развитие градостроительства и архитектуры.

– О чем мечтаете как архитектор?

– Жить в комфортном спокойном городе.

Беседовала Ирина Морозова