Нектарий Тимофеевич Гурин, первый проректор, проректор по учебной работе, заведующий кафедрой радиофизики и электроники, доктор физико-математических наук, профессор, заслуженный работник высшей школы Российской Федерации, действительный член РАЕН. Сфера научных интересов – оптоэлектроника, полупроводниковая электроника. С отличием окончил радиотехнический факультет Ульяновского политехнического института, затем – аспирантура Ужгородского государственного университета по специальности “Физика полупроводников и диэлектриков”. В 1995 году защитил докторскую диссертацию, спустя год получил ученое звание профессор.

Автор более 350 научных трудов, включая монографию “Перспективные средства отображения информации”, учебное пособие “Основы организации и функционирования многоэлементных плоских индикаторов”, 49 патентов и авторских свидетельств на изобретения.

За разработку “Фотоприемник с отрицательной проводимостью на основе полупроводниковой структуры” награжден с соавторами золотой медалью “Международного салона изобретений” (Женева, Швейцария, 2007 год) и дипломом 58-й Международной выставки “Идеи-изобретения-инновации” – “IENA 2006” (Нюрнберг, Германия, 2006г.).

Завтра отмечает юбилей первый проректор, проректор по учебной работе УлГУ, профессор Нектарий Гурин. Нектарий Тимофеевич – не просто один из первых сотрудников университета, а человек, немало сделавший для его создания.

– Нектарий Тимофеевич, как вы оказались причастны к историческому событию?

– С начала восьмидесятых я работал в политехническом институте заведующим кафедрой радиоэлектроники. Наше подразделение, участвуя в соцсоревнованиях, неоднократно занимало призовые места. Возможно, это и сыграло ключевую роль в том, что я был включен в собранную внутри политеха рабочую группу по созданию нового университета. Поначалу работа велась путем сбора и анализа материалов, проведения различных совещаний. Мы рассматривали много вариантов – какой университет должен дать свое имя филиалу в Ульяновске, и остановились на МГУ. Это и теперь кажется смелой идеей, но тогда удалось убедить и союзных чиновников, и ректора МГУ Логунова в реальности данного варианта.

– Какой фронт работ был доверен вам?

– Каждому члену рабочей группы, которую возглавлял Юрий Полянсков, приходилось заниматься самыми разными вопросами. Прежде всего разработкой организационной структуры – продумывать набор кафедр, факультетов. Появились первые проектные предложения по строительству университетского городка. Первоочередным требованием для классического университета было наличие библиотеки с фондом не менее миллиона томов. Мы тогда часто ездили в МГУ, ходили по факультетам и кафедрам, разговаривали с сотрудниками, искали преподавателей, по возможности остепененных, готовых ехать в Ульяновск. МГУ кадрами избалован, там многие доктора наук работали на должностях младших научных сотрудников. Так что те, кто хотел расти, принимали наше приглашение.

А когда уже было принято решение об открытии филиала МГУ, мы с Юрием Вячеславовичем каждую неделю ездили в Москву, оформляли документы.

– По университетским легендам, ваш табельный номер – в первой пятерке…

– В кадровых списках был под номером четыре. Первым – ректор, затем начальник отдела кадров, третий номер у секретаря ректора. Я получил должность проректора по учебной и научной работе. Обычно филиал имеет очень простую структуру – им руководит директор, который имеет одного-двух замов. Но поскольку мы создавали филиал главного вуза страны, хотелось во всем стать исключением из общих правил. И нам это удалось.

Правда, о высоких статусах часто приходилось забывать. Накануне 1 сентября, когда оставались считанные дни до начала занятий, все вместе приводили в порядок аудитории – белили, разгружали машины с мебелью.

… В День знаний все собрались у корпуса. Были посажены елочки, которые уже выросли. Поскольку я был проректором по учебной работе, на меня возложили миссию дать первый звонок на первую пару.

– Получили ли вы в новом вузе возможность продолжить научную деятельность или организационная работа поглотила?

– В политехе мне удалось создать проблемную научно-исследовательскую лабораторию. Перевести ее в филиал МГУ было невозможно – такие структуры финансируются из федерального бюджета. Но за мной последовали мои аспиранты, соискатели, так как я отвечал за подбор кадров для физико-технического факультета. Среди тех, кто поступал в аспирантуру политеха, а оказался на работе в филиале МГУ, был нынешний проректор УлГУ Сергей Бакланов, я руководил подготовкой его дипломного проекта.

– За время работы в университете вы занимали разные должности. Теперь – первый проректор. Какая деятельность вам все-таки ближе – научная или управленческая?

– Какое-то время я был проректором по науке. Но собственные научные исследования, подготовка докторской занимали все время и мысли. К тому же тогда на физтех досрочно набрали студентов из других вузов. Назрела острая необходимость создания кафедры. Я ушел из проректоров, возглавил кафедру микроэлектроники. А позже стал деканом факультета повышения квалификации, впоследствии преобразованном в Институт дополнительного образования. Научную работу продолжаю до сих пор, возглавляю кафедру радиофизики и электроники, воспитываю учеников… Сложно сказать, что интереснее. Если возможности позволяют человеку реализовывать себя в разных сферах, надо использовать свой потенциал по максимуму. Только тогда можно достичь результата.

– Чему посвящаете свободное время?

– С юности увлечен волейболом, когда-то играл за разные местные клубы. Хожу в спортзал и по сей день. Очень люблю рыбалку. Я живу в так называемом “профессорском” доме на улице Карла Либкнехта. У нас там особая атмосфера, мы вместе отмечаем праздники, отдыхаем, ученые – народ веселый и интересный.

– С каким настроением встречаете юбилей?

– Известно, те, кто резко останавливается после достижения определенного возраста, быстро стареют. Передо мной прекрасные примеры наших профессоров – многим за 60, но они продолжают работать и строить планы. Так что и я расслабляться не собираюсь.

Ольга Николаева