Жизнь некоторых людей поразительно напоминает полет самолета. Это можно сказать и про нашего земляка, талантливого авиаконструктора Николая Зырина. 22 ноября исполнится 100 лет со дня его рождения.
Первые наши шаги – как неторопливое выруливание новой машины из ангара на старт. Годы учебы, накопления знаний и опыта – стремительный и неудержимый разбег по взлетной полосе. И, наконец, взлет… Если земные годы освещены вдохновением, дерзанием, поиском, то жизнь действительно похожа на полет к цели.
– В прежние времена, когда имена творцов авиационной техники не особо упоминались в печати, о Николае Григорьевиче, как о главном конструкторе самолетов типа “СУ-7” и “СУ-17”, знал довольно ограниченный круг специалистов авиапромышленности, – сетует заместитель директора областного краеведческого музея Ирина Земскова.
Но Ирине Владимировне удалось по крупицам собрать материал о нашем земляке.
Он родился в 1909 году в рабочем поселке Измайлово Симбирской губернии в семье рабочих суконной фабрики. В юности учился на рабфаке имени Ленина. Учеба давалась легко. Любимыми предметами Зырина были физика, математика и черчение. Родители помогать не могли, поэтому, будучи студентом второго курса, Николай по рекомендации преподавателя был временно зачислен ассистентом и преподавал математику первокурсникам вечернего факультета. В своих воспоминаниях Зырин пишет: “…Студентам жилось тяжело, но никто из нас не ныл, жили одной семьей, в дружном коллективе и учились с задором, энтузиазмом. Учебу совмещали с большой общественной работой. Мне помнится шефство комсомольцев над Ивановским детским домом. Организовали шефство над кораблем “25 октября” Балтийского флота. В 1929 году на зимние каникулы я в группе пяти комсомольцев ездил к подшефным морякам в Кронштадт. Привезли им подарки – музыкальные инструменты: гитару, мандолину, балалайку. Встреча с моряками была интересная. Но нужны были средства для организации таких встреч. Поэтому организовывались воскресники. Особенно любили разгружать баржи с яблоками, арбузами, огурцами, капустой, но не любили разгружать соль…”
…Николай Григорьевич был одним из первых выпускников МАИ. Он получил специальность “Инженер-механик по самолетостроению”. В годы войны наш земляк занимался вопросами серийного выпуска, доработкой и модификацией знаменитого бомбардировщика Петлякова “ПЕ-2”. Именно на этом самолете летал другой ульяновец, дважды Герой Советского Союза Иван Полбин. О “ПЕ-2”, которого любовно называли “пешкой”, он говорил “это не пешка, а ферзь”. В Казани, а затем и в Москве Зырин работал вместе с прославленным авиаконструктором Владимиром Мясищевым, был его ближайшим помощником. Позже под руководством Владимира Челомея трудился над созданием беспилотных “самолетов-снарядов”, или, как их стали называть позже, крылатых ракет. В апреле 1947 года Николай Григорьевич был направлен на завод № 134, где в должности заместителя главного конструктора впервые близко сошелся с Павлом Сухим. Это имя стоит в одном ряду с именами Туполева, Ильюшина, Микояна, Лавочкина, Петлякова, Антонова.
В это время по заданию Сталина в стране развернулась деятельность по созданию эффективной системы противовоздушной обороны. Головным по данной теме было определено конструкторское бюро под руководством сына Лаврентия Берии – Степана. Зырина, который имел опыт работы над крылатыми ракетами в ОКБ Челомея, посчитали достойным для выполнения ответственной задачи. Так он стал одним из создателей первого отечественного зенитно-ракетного комплекса ПВО “С-25”, а затем – первой советской управляемой ракеты “воздух-воздух”. Но призванием своим Зырин продолжал считать авиаконструирование, никогда его не оставляла надежда вернуться к проектированию самолетов. Он смог добиться перевода в ОКБ Сухого, где впоследствии проработал почти тридцать лет. Генерального конструктора самолетов Павла Сухого наивно считать гениальным одиночкой. Его сила была в коллективе, который он создавал и пестовал в течение многих лет, в его учениках. И одним из ближайших помощников стал Николай Зырин. Сухой зорко наблюдал за талантливым молодым конструктором и наконец доверил ему разработку нового самолета под индексом “СУ-7”. Реальность настоятельно требовала от отечественной авиационной промышленности создания истребителей со скоростями, намного превышающими звуковые. В 1959 году Николай Григорьевич занял должность главного конструктора КБ. “СУ-7”, или в просторечье “эска”, с его модификациями стал одним из долго живущих военных самолетов в мире.
14 декабря 1957 года газета “Советская авиация” поместила репортаж Бориса Никитина и Игоря Чкалова об одном из испытательных полетов “СУ-7”. “На площадке опытных самолетов стоит сверхзвуковой истребитель. Его совершенные аэродинамические формы невольно привлекают общее внимание. Сильно отброшенные назад крылья, стреловидное оперение, длинный, словно ракета, фюзеляж и вытянутое сопло с тонкими, как нож, закраинами заставляют думать, что эта машина создана для сверхзвукового полета и больших высот. Стрелка прибора, показывающего отношение скорости полета к скорости звука, приближается к единице. Это значит, что истребитель с секунды на секунду должен преодолеть звуковой барьер. Еще не так давно такие скорости полета считались рекордными, а сейчас в обычном полете самолет вышел на сверхзвуковую скорость. Стрелка прибора показывает уже 2000 километров в час. Вот она миновала и эту черту”. Репортаж на другой день перепечатали все центральные газеты, а также зарубежная пресса.
Летные испытания показали: “СУ-7” летает быстрее и выше других. Фронтовой истребитель успешно прошел и войсковые испытания, получил путевку в строй. Но жизнь требовала создания новой авиатехники со свойствами бомбардировщика, штурмовика и истребителя. Первым отечественным самолетом с такими данными стал “СУ-7Б”, в разработке которого принимал участие и Николай Зырин. “СУ-7Б” в ОКБ Сухого рассматривали не только как боевое средство сегодняшнего дня, но и как базовую конструкцию для последующей модернизации. И действительно, “СУ-7Б” явился родоначальником многих моделей истребителей–бомбардировщиков, в том числе сверхзвукового самолета, способного совершать посадки на грунт, а также “С-22-И” с изменяемой в полете геометрией крыла.
… Ульяновск Герой Социалистического Труда, лауреат Государственной и Ленинской премий навещал не раз. В 1967 и 1983 годах он встречался с товарищами по рабфаку, приезжал в местное конструкторское бюро приборостроения, которое сотрудничало с ОКБ Сухого.
Приоритетом развития Ульяновской области является реализация проекта “Ульяновск – авиационная столица России”. По-другому и быть не может, ведь наш край – родина знаменитого авиаконструктора.
Ольга Николаева