“А не замахнуться ли нам на Га- нашего Ноцри?” – подумали в “Театре Абсурда”… и замахнулись. Спектакль “Га-Ноцри” прошел в минувший понедельник в Театре юного зрителя.
И, как всегда, собрал полный зал, в котором можно было найти, в основном, декадентно-ориентированную интеллигенцию и просто тех, кому интересно все необычное. Хотя “Театром Абсурда” в его сегодняшним виде у нас уже никого не удивишь. Там, как всегда, есть Павел Солдатов и все остальные. Первый играет, остальные пока только подыгрывают и за редким исключением смотрятся достаточно нелепо. Особенно в боевом раскрасе и костюмах, которые призваны костюмы как таковые лишь обозначить.
Все недостатки, из которых, как кажется сначала, только и состоит “самодеятельный” театр, к концу представления нивелируются бешеной Пашиной энергетикой, его кривляньями, страданиями, ломкой, громким ором, экспрессивной, иногда нецензурной, лексикой. Из хаоса библейских и постбиблейских, мифологических и литературных мотивов, реминисценций и цитат вырисовывается какой-то смысл, который, тем не менее, в конце все равно ускользает от тебя, ибо форма здесь гораздо сильнее содержания, и именно она воспринимается как то главное, основное, что следует воспринимать.
И даже сверхнасыщенная смысловая нагрузка, кажется, в итоге самой своей сверхнасыщенностью себя уничтожает и тоже становится формой, заполняющейся – чем? – скорее всего, твоими собственными эмоциями и клочками мыслей, из которых сложно собрать нечто связное, то, что должно было стать интерпретацией увиденного. Возможно, в этом и состоит загадка обаяния нашего “Театра Абсурда”, заставляющая снова и снова посещать эти неоднозначные выступления.
P.S. Спектакль “Га-Ноцри” посвящен памяти ушедшей от нас этим летом преподавательнице УГПУ Виктории Стародубцевой. Молодому доценту филфака не исполнилось и сорока. Потрясающе красивая, всегда элегантная, обаятельная Виктория Викторовна преподавала риторику и была любимицей студентов.
По окончании спектакля показали одну из редких видеозаписей выступления покойной. При всем уважении к артистам театра, это, пожалуй, самый сильный момент представления, заставивший многих зрителей плакать.