Германия грандиозными торжествами отметила 20-летие падения Берлинской стены. Об этом историческом факте вспоминали во многих странах мира, республиках СНГ и регионах России. Ульяновск – в их числе: в фойе Ленинского мемориала открыта экспозиция “От мирной революции до объединения Германии”.

Выставка, проиллюстрированная плакатами и фотографиями, отражает самые важные события на пути к объединению двух немецких государств – ФРГ и ГДР. Почему жители ГДР вышли на улицы осенью 1989 года? Как они осмелились? Как отреагировал на это государственный аппарат, которого еще недавно все так боялись? И какие чувства испытывали жители ГДР, вдруг оказавшись гражданами ФРГ?

Организовала выставку менеджер в сфере культуры фонда имени Роберта Боша Бирте Пальдер, она проходит стажировку в Ульяновском областном департаменте культуры и архивного дела. Поддержку ей оказали Немецкий федеральный фонд по пересмотру диктатуры Социалистической единой партии Германии и немецкий фонд “Херти”.

Экспозиция представляет особый интерес для тех, кто изучает историю и культуру Германии. Неудивительно, что первыми посетителями были преподаватели немецкого языка и студенты вузов, историки.

– Парадокс в разрушении Берлинской стены в том, что никто не мог предсказать, когда это случится. Событие произошло стихийно по воле народа. Здесь можно провести сравнение с февральской революцией 1917 года в России, когда даже Владимир Ленин говорил, что “мы, наверное, ее не дождемся”. Решение жителей изменило строй в стране, – отметил директор музея-мемориала В.И.Ленина Валерий Перфилов.

Берлинская стена просуществовала с 1961 по 1989 год, разделяя одну страну на два враждебных лагеря – Восточную и Западную Германии и один город Берлин – на Восточный и Западный с социалистическим и демократическим режимами. Из-за закрытия границы в Берлине жители Восточной Германии больше не могли путешествовать или эмигрировать в Западную Германию. Многие семьи были разделены; жители Восточного Берлина, работавшие в западной части, оказались отрезанными от места своей работы, а жители Западного Берлина превратились в граждан иного государства.

Общее число погибших при попытке пересечения границы составило 192 человека, ранения получили около 200 человек, свыше трех тысяч были арестованы. Восьмерых пограничников ГДР убили “нарушители границы”. Образ жизни и сознание людей, уровень развития экономики сильно отличались в ГДР и ФРГ. Как отмечает в интервью “Московской немецкой газете” посол СССР сначала в Западной, а затем в Восточной Германии Михаил Логвинов, “в ГДР после работы в Западной Германии мне было очень тяжело. В Бонне я мог спокойно беседовать в баре с друзьями за кружкой пива, а в Восточном Берлине знал: любая беседа “ложится” на стол руководству страны. Все шло к объединению Германии. И это был внутренний посыл самих немцев. Сколько семей разъединила эта стена! В последние годы перед ее падением были некоторые послабления, люди стали больше ездить на Запад и видели разницу в образе жизни. Людям хотелось бананов. Они были как символ западной жизни. А в ГДР были лишь сардельки с горчицей за одну дойчмарку…”

9 ноября 1989 года стена рухнула в результате ненасильственного восстания немецкого народа и значительных политических изменений. Процесс объединения немецкого государства пошел стремительными темпами. Долгое время стена оставалась в сознании жителей, поговаривают, что и сейчас она присутствует. Примечательно, что с восточной стороны стены до самого конца нельзя было подойти к ней близко, на западе она стала площадкой для творчества многочисленных художников – к 1989 году превратилась в многокилометровую выставку граффити.

О том, как воспринимает молодое поколение Германии данный факт, можно понять из высказываний организатора выставки в Ульяновске Бирте Пальдер и лектора Германской службы академических обменов, преподавателя немецкого языка УлГУ Дорис Дольд.

– Моя семья проживает в Ганновере, город раньше относился к Западной Германии, – говорит Бирте. – В момент краха Берлинской стены мне было шесть лет. Помню, что через год я с родителями поехала в Берлин, где мы взяли на память кусочек стены. Сейчас понимаю, какое счастье, что моих близких и друзей не коснулась трагедия Берлинской стены, и думаю, как страшно знать, что родные живут в одном городе и стране, но ты от них изолирован на 40 лет.

Дорис также родом из бывшей “капиталистической Германии” – из Киля, рассказывает, что в 1989 году она была 13-летним подростком.

– Помню трансляцию по телевизору о разрушении стены. На меня, как и на любого ребенка в этом возрасте, впечатления данное событие не произвело. В Восточной Германии у семьи никто не проживал. С годами, естественно, пришло осмысление. В сознании немцев разделение оставило мощный отпечаток. Могу сказать совершенно точно, что, когда я общаюсь с соотечественником моего возраста, то понимаю, откуда он (ГДР или ФРГ), даже если тот и не называет города. Дело в том, что воспоминания о телепередачах, книгах, сладостях, одежде в детстве у нас совершенно разные.

Лиза Корзова