20 ноября 2009 года Уполномоченный при Губернаторе Ульяновской области по правам ребёнка Константин Долинин совместно с Ульяновской областной библиотекой для детей и юношества им. С.Т. Аксакова и Благотворительным фондом «Мама» провели презентацию информационного ресурса по правам ребёнка, приуроченную к Всемирному дню ребёнка и 20-летию со дня принятия Конвенции ООН о правах ребёнка.

В презентации приняли участие представители различных организаций, так или иначе затрагивающих или охраняющих права детей, в том числе представитель Уполномоченного по правам человека Ульяновской области, Управления федеральной службы исполнения наказаний, УВД, Министерства образования Ульяновской области, Министерства здравоохранения Ульяновской области, Департамента по молодёжной политике Министерства образования Ульяновской области, а также представители некоммерческих структур.

Уполномоченный при Губернаторе Ульяновской области по правам ребёнка Константин Долинин в своём выступлении сказал: «Мы создаём этот информационный ресурс, которым смогут воспользоваться как сами дети, так и все организации, представителей которых я вижу сегодня в зале, для того, чтобы каждый смог получить бесценные знания, хранящиеся в этих изданиях. Я поздравляю Вас со Всемирным днём ребёнка и 20-летием подписания Конвенции о правах детей и приглашаю включиться в работу по защите прав ребёнка».

Присутствующим были выданы читательские билеты открытого информационного ресурса, которые представляли из себя книжечки с основными положениями Конвенции.

На открытии информационного ресурса состоялась также презентация Областной межведомственной акции под названием «Я – ребёнок! Я – человек! Я – гражданин!», которую планируется проводить раз в квартал на базе информационного ресурса о правах ребёнка Ульяновской ОБДЮ им. С.Т. Аксакова. Акция представляет собой модель системной работы по поддержке детей, родителей, педагогов и организаций, осуществляющих социально-психологическую, реабилитационную, культурно-досуговую помощь семье и детям.

Справочно о Конвенции:

Что такое Конвенция?

Международный юридический документ, признающий все права человека в отношении детей в возрасте от 0 до 18 лет. Принята 20 ноября 1989 года Генеральной Ассамблеей Организации Объединённых Наций. Государства, подписавшие Конвенцию, приняли на себя правовую ответственность за действия в отношении детей.

Устанавливает, что государства-участники должны обеспечивать для всех детей особую поддержку, доступ к образовательным и медицинским услугам, возможность развития личности и способностей, а также их осведомлённость о своих правах и участие в их осуществлении.

На территории России Конвенция вступила в законную силу 15 сентября 1990 года. Это значит, что наше государство должно соблюдать все положения данной Конвенции.

Конвенция содержит 54 статьи, которые являются взаимозависимыми и одинаково важными.

К Конвенции присоединились 193 государства по всему миру. Ни один другой документ ООН по правам человека не нашел такой широкой поддержки.

ПРИНЦИПЫ КОНВЕНЦИИ

Недискриминация (статья 2)

Наилучшее обеспечение интересов ребёнка (статья 3): При принятии государственными властями решений, затрагивающих детей, первоочередное внимание должно уделяться наилучшему обеспечению интересов ребёнка. Этот принцип относится к решениям судов, административных и законодательных органов, а также государственных и частных учреждений.

Право на жизнь, выживание и развитие (статья 6)

Взгляды ребёнка (статья 12): Предполагает наличие у детей права на заслушание и учет их взглядов, в том числе, в ходе любого затрагивающего их интересы судебного или административного разбирательства. Детям должно быть предоставлено право свободно выражать свои взгляды по всем затрагивающим их вопросам. Причем взглядам ребёнка необходимо уделять должное внимание «в соответствии с возрастом и зрелостью ребёнка.

КАЖДЫЙ РЕБЁНОК ИМЕЕТ ПРАВО (некоторые адаптированные статьи Конвенции)

Каждый ребёнок имеет право на жизнь и государство обязано обеспечивать выживание и здоровое развитие ребёнка, поддерживая его психический, эмоциональный, умственный, социальный и культурный уровень (статья 6).

Каждый ребёнок имеет право на имя и гражданство при рождении, а также право знать своих родителей и рассчитывать на их заботу (статья 7).

Ребёнок, в соответствии со своим возрастом и зрелостью, имеет право свободно выражать свои взгляды по всем затрагивающим его вопросам. С этой целью он может быть заслушан на любом судебном или административном заседании (статья 12).

Ребёнок имеет право свободно выражать свое мнение, искать, получать и передавать информацию любого рода, если только это не вредит другим людям, не нарушает государственную безопасность и общественный порядок (статья 13).

Государство должно уважать право ребенка на свободу мысли, совести и религии. Родители или опекуны ребенка должны разъяснить ему это право (статья 14).

Дети имеют право встречаться и объединяться в группы, если только это не вредит другим людям и не нарушает общественную безопасность и порядок (статья 15).

Каждый ребенок имеет право на личную жизнь. Никто не имеет права вредить его репутации, а также входить в его дом и читать его письма без разрешения. Ребенок имеет право на защиту от незаконного посягательства на его честь и репутацию (статья 16).

Каждый ребенок имеет право на доступ к информации. Государство должно поощрять средства массовой информации к распространению материалов, которые способствуют духовному и культурному развитию детей, и запрещать информацию, наносящую вред ребенку (статья 17).

Государство должно защищать ребенка от всех видов насилия, отсутствия заботы и плохого обращения со стороны родителей или других лиц, а также помогать ребенку, подвергшемуся жестокому обращению со стороны взрослых (статья 19).

Если ребенок лишается своей семьи, то он вправе рассчитывать на особую защиту и помощь со стороны государства. Государство может передать ребенка на воспитание тем людям, которые уважают его родные язык, религию и культуру (статья 20).

Каждый ребенок, неполноценный в умственном или физическом отношении, имеет право на особую заботу и достойную жизнь. Государство должно предоставлять такому ребенку возможность учиться, лечиться, готовиться к трудовой деятельности, отдыхать, быть максимально самостоятельным, то есть жить полноценной жизнью (статья 23).

Каждый ребенок имеет право на охрану своего здоровья: на получение медицинской помощи, чистой питьевой воды и полноценного питания. Государства должны обеспечивать сокращение детской смертности и проводить информационные кампании по распространению знаний о здоровье (статья 24).

Каждый ребенок имеет право на образование. Начальное образование должно быть обязательным и бесплатным, среднее и высшее – доступным для всех детей. В школах должны соблюдаться права ребенка и проявляться уважение к его человеческому достоинству (статья 28).

Если ребенок принадлежит к этническому, религиозному или языковому меньшинству, он имеет право говорить на родном языке и соблюдать родные обычаи, исповедовать свою религию (статья 30).

Каждый ребенок имеет право на отдых и игры, а также на участие в культурной и творческой жизни (статья 31).

Государство должно защищать ребенка от опасной, вредной и непосильной работы. Работа не должна мешать образованию и духовно-физическому развитию ребенка (статья 32).

Государство должно сделать все возможное, чтобы уберечь детей от незаконного употребления наркотиков и психотропных веществ, не допустить участия детей в производстве и торговле наркотиками (статья 33).

Государство должно защищать детей от любых форм сексуального насилия (статья 34).

Государство обеспечивает, чтобы ни один ребенок не подвергался пыткам, жестокому обращению, незаконному аресту и лишению свободы. Каждый лишенный свободы ребенок имеет право поддерживать контакты со своей семьей, получать правовую помощь и искать защиту в суде (статья 37).