25 ноября депутаты гордумы проигнорировали решение публичных слушаний от 9 ноября, участники которых отклонили предложение думы ликвидировать городской комитет по регулированию цен и тарифов. Таким образом, доказано что такой «демократический институт», как слушания, запросто может использоваться демагогами в качестве ширмы для протаскивания «нужных» решений. Против ликвидации голосовал Геннадий Бударин, шестеро депутатов воздержались, 22 – «за» уничтожение комитета и передачу функций тарифообразования в администрацию Ульяновска.

Итак, с марта 2010 года комитет цен, существующий сегодня как орган местного самоуправления (самостоятельный орган), прекратит свое существование. Вместо него в администрации будет создана аналогичная структура, подчиняющаяся избранному по конкурсу главе администрации города.

И если новая структура будет подчиняться главе, то важно учесть – кому будет подчиняться глава? Вопрос отнюдь не риторический. Потому что сегодня очевидно: избрание главы (кого «изберут»?) и его деятельность будет зависеть от думы и губернатора (правительства, реготделения «Единой России»), но никак не от горожан.

Напомню…

Впервые о намерении ликвидировать комитет цен было заявлено на публичных слушаниях 5 октября. Тех самых знаменитых слушаниях, на которых их организаторы протащили изменения в Устав Ульяновска по новой схеме избрания первых лиц города. Почти половина слушателей была доставлена в зал филармонии задолго до начала слушаний. Организаторам изменений в Устав нужен был 100-процентный результат, и они пошли на подлог, превратив инструмент «реализации населением своего конституционного права на местное самоуправление» (из Положения о слушаниях) в балаган. Под присмотром своих начальников приглашенные «слушатели» бездумного голосовали за изменения Устава.

На этих же слушаниях, под шумок, но в нарушение Положения о слушаниях, было проголосовано за ликвидацию комитета. Дело в том, что на слушаниях рассматриваются только опубликованные заранее изменения в Устав, а изменения по Уставу относительно ликвидации комитета были озвучены непосредственно 5 октября. Вся процедура выступления подставного «инициатора» уничтожения комитета (Любови Земсковой, сотрудницы ассоциации муниципальных образований области) и голосование заняло немногим больше 5 минут (!). В осознанность действий слушателей и организаторов (при такой-то скорости принятия решения) сегодня верит разве только Василий Гвоздев…

21 октября, на заседании гордумы, при утверждении итогового документа слушаний от 5 октября, белые нитки, которыми ликвидаторы комитета штопали свои кафтаны защитников интересов избирателей, расползлись окончательно. И Гвоздев, до этого дня виртуозно открещивающийся от инициативы ликвидации комитета, признался: «На комитет по местному самоуправлению внесен вопрос не столько населением, сколько непосредственно депутатом гордумы, Гвоздевым Василием Анатольевичем… который имеет полное право вносить данный вопрос, являясь инициатором внесения вопрос на комитет». Что делать: с вариантом «инициативы со стороны», то есть, ликвидации комитета чужими руками, прокололись. И отдельные слушании по комитету назначили на 9 ноября…

Обструкция

9 ноября сторонники сохранения комитета взяли на вооружение стратегию и тактику слушаний 5 октября. Все места стоместного зала, отведенного под слушания, были заняты ими за час до регистрации (число сидящих в одном ряду иногда превышало количество стульев). Чиновничий люд, главный участник всех слушаний, бесполезно толпился в вестибюле.

Кроме решения думы о ликвидации комитета в оргкомитет поступили два предложения Сергея Ермакова: либо не вносить изменения в Устав, либо передать полномочия тарифообразования думе. Большинством голосов (158 против 108) было решено оставить комитет цен в его сегодняшней форме. Цитируя «Положение о слушаниях», можно патетически заметить, что таким образом ульяновцы реализовали свое «конституционное право на местное самоуправление». А 25 ноября гордума показала «населению», что его место… Ну, вы, наверное, поняли.

Прав тот, у кого мандат

25 ноября, на заседании гордумы, начальник управления правовой экспертизы гордумы Оксана Розанова вновь «аргументировала» ликвидацию комитета. Аргумент, будто новая структура обойдется бюджету дешевле, в ее докладе облек новые формы: «Точный расчет произвести сегодня невозможно». То есть, сколько будет сэкономлено на ликвидации комитета, неизвестно. Ответ на вопрос: зачем, какой смысл в ликвидации комитета, какова эффективность передачи тарифообразования в администрацию, упрямо висел в воздухе, как и несколько недель назад. Снова и снова повторялись гипотетические предположения об усилении «депутатского контроля» и «ответственности» перед избирателями. В том числе перед теми, решение которых от 9 ноября дума проигнорировала. А как вы хотели? Для того и сделано удобное «Положение о слушаниях»: «Решения публичных слушаний носят для органов местного самоуправления рекомендательный характер». Благодаря практике, эта «демократическая норма» становится понятнее: если итог слушаний нужен «органам», он утверждается. Если не нужен – игнорируется. Что и было продемонстрировано 25 ноября.

Александр Данилов, который вел слушания 9 ноября, докладывал коллегам: «Зал был открыт не нами за два часа до официального открытия. За час он был полностью занят ангажированными людьми. Выступающие были, в основном, от энергетиков, управляющих компаний».

Первый заммэра Александр Букин отметил, что сомнения в компетентности комитета он не принимает. На днях комитету исполнилось четыре года, за которые прошло 86 судебных заседаний. Все 86 дел комитет выиграл. По поводу ссылок на законы, в соответствии с которыми комитет якобы необходимо упразднить, господин Букин сказал: ни один закон не запрещает оставить комитет в виде органа местного самоуправления. 11 миллионов рублей в год на содержание комитета пойдут на пользу дела, и погоды в бюджете не сделают: «Новая структура должна быть обеспечена тем же, чем и сегодняшний комитет. И в экономической выгоде я сильно сомневаюсь». «А что плохого в том, что так сказать «ангажированными» слушателями оказались те, кто занимается ЖКХ и плотно работает с комитетом? Сегодня Сергей Ермаков письмом в адрес думы просит не вносить поправки в Устав по комитету», – подытожил заммэра.

Геннадий Соловьев, депутат и член экспертного совета комитета цена отметил, что в комитете работают грамотные специалисты: «Но нет взаимодействия между главой города и комитетом, что приводит к дестабилизации обстановки. Сегодня не нужно делать поспешные выводы в части структуры комитета. Лишних людей там нет».

Петр Столяров представил ситуацию так: «Мы не ликвидируем комитет. Комитет будет работать под руководством мэрии», – и попенял комитету на повышение нормативов на отопление: «Комитет принимает нормативы, а мы, гордума, не в курсе».

Геннадий Бударин не согласился с Даниловым по поводу «ангажированности» слушателей 9 ноября: «По сравнению с той ангажированностью, которая была 5 октября, это – детский лепет. Не нужно лукавить, хотя бы самим себе врать не нужно. Четыре года комитет существовал, вопросов не было. За полтора месяца до начала выборов вдруг его решили ликвидировать. Надо поддержать главу города и сохранить комитет».

О результатах голосования вы уже знаете. Депутаты поддержали. Но не мэра…

Предвыборный мандраж

В сухом остатке: даже после принятия решения о ликвидации комитета причины его ликвидации так и не приобрели понятных и разумных очертаний. Аргумент, что комитет принял новые нормативы, не поставив в известность депутатов, высказываемый Гвоздевым еще на ранней стадии антикомитетской компании, звучит и поныне. Странный аргумент. Утвердить новые нормативы до 1 августа комитету цен предписал (еще в январе) министр экономики правительства области В. Шерин. Полгода (!) назад, 15 апреля, на заседании экспертного совета комитета цен рассматривался «вопрос по установлению нормативов потребления коммунальных услуг в соответствии с постановлением Правительства РФ №306». В этом протоколе записано, что «утверждение новых нормативов в соответствии с постановлением №306 приведет к значительному их увеличению, особенно по малоэтажному и ветхому жилфонду». Странно сегодня слышать от депутата Столярова, что дума «не в курсе» повышенных нормативов, ведь под протоколом от 15 апреля стоит и его подпись. Между прочим, как зампредседателя экспертного совета комитета…

Претензий к качеству работы комитета цен фактически нет. В том, что будет лучше, если отдать его под крыло главы администрации, никто не гарантирует. Вопросов больше, чем ответов. Тогда зачем ломать?

Или причина – подковерные интриги? Или праймериз? То есть, по-русски, предвыборный отбор кандидатов от «Единой России» на выборы в гордуму и на пост главы Ульяновска? Может, этот дурацкий праймериз гипнотически подействовал и на некоторых сегодняшних депутатов, надеющихся с помощью «ЕР» въехать в гордуму на следующий срок? Потому и проголосовали, как хотел председатель?

Думай, народ. И не забудь на выборах 14 марта 2010 года, как сегодня манипулируют «морковкой» – твоим «конституционным правом».