Сдан в эксплуатацию уникальный мостовой переход через Волгу. По протяженности ему нет равных в Европе и в России. Длина моста вместе с эстакадами – 5,8 км, а если прибавить к ним подъездные дороги, путепроводы и развязки, получится около 13 км. В сутки по нему может проехать до 40 тысяч автомобилей
Жизнь новорожденного инженерного сооружения началась не с праздников и фанфар. Уже сданный госкомиссии объект проходил испытания, когда произошло ЧП на складах “31-го арсенала” в Заволжье. Движение по старому мосту было парализовано. Срочно потребовалось эвакуировать на правый берег людей. И губернатор Сергей Морозов принял решение открыть мост. Он стал спасением. По нему всю аварийную ночь шли автобусы и легковые автомашины. Так мост прошел первое крещение. Поэтому горожане уже накануне открытия знали цену объекту.
А 24 ноября состоялась торжественная церемония. Для участия в ней в Ульяновск прилетел с рабочим визитом президент России Дмитрий Медведев.
Вместе с ним прибыли вице-премьер Сергей Иванов, министр транспорта Игорь Левитин. Лайнер президента приземлился в аэропорту “Восточный”, здесь Дмитрий Медведев подождал, когда прибудет самолет Ильхама Алиева. Руководители России и Азербайджана встретились в Ульяновске, чтобы провести переговоры по проблемам урегулирования нагорнокарабахского конфликта. Из аэропорта они выехали в одном автомобиле и уже в дороге начали диалог по повестке встречи, однако вскоре были вынуждены сменить тему. “Грандиозный мост, – поделился впечатлениями Дмитрий Медведев, – мы разговариваем, едем по нему, а он все не кончается”.
Между тем участникам церемонии, ожидавшим президентский кортеж, скучать не давали. Прямо у въезда на мост с северного берега была развернута выставка “Инновационное развитие транспортного комплекса”. Поводом был не только новый объект. После его открытия Дмитрий Медведев намеревался провести в Ульяновске заседание президиума Госсовета именно по вопросам развития транспортного комплекса России.
Мы ознакомились с экспонатами выставки. Особенно впечатляющими оказались схемы и макеты “Мосты России”. Главным среди них стал, конечно, ульяновский.
Первая его опора была установлена в 1988-м. А последний пролет поставлен в рабочее положение в августе 2009-го. За 23 года строительства суммарная стоимость объекта составила в пересчете на нынешние цены 20,9 млрд рублей. Финансирование велось преимущественно из федерального бюджета, частично из регионального. При сооружении, говорят специалисты, наряду с традиционными методами успешно использованы совершенно новые технологии. Они позволили повысить качество и надежность объекта. Пример: дорожное покрытие “сшито” в два слоя из литого асфальта (полимерасфальтобетона) с гранитной крошкой. Мостостроители считают, что это позволит не думать о ремонте около семи лет. А в целом специалисты прочат объекту век безотказной эксплуатации на благо региона и страны.
Новый мостовой переход войдет в федеральную целевую программу “Модернизация транспортной системы России на 2002–2010 годы”. Он поможет не только снять напряженность движения в городе и области, но и поспособствует развитию новых транзитных маршрутов, соединяющих центр России с Уралом, Сибирью и Дальним Востоком. Через мост пройдет альтернативный транспортный коридор Москва – Саранск – Ульяновск – Екатеринбург, который будет короче прежних трасс из центра России в Сибирь на 300 км.
“Сегодня в Ульяновске происходит значительное не только для региона, но и для всей России событие, – отметил Дмитрий Медведев. – Масштабы технической задачи, которую решили строители, огромны. Осуществляя необычный проект, они проявили профессиональное мастерство, душевность, настойчивость в достижении цели. Выражаю искреннюю благодарность всем строителям, проектировщикам и участникам производственного процесса. Я надеюсь, что у этого волжского моста будет счастливая судьба”.
Затем российский президент предоставил слово Ильхаму Алиеву. Высокий гость поздравил всех с открытием и вспомнил о фактах, имеющих отношение к ульяновскому мосту в его семье. Решение о сооружении принимал в 1984 году отец президента Азербайджана – Гейдар Алиев в бытность первым заместителем председателя Совета министров СССР. Он заинтересованно, неравнодушно относился ко всему, что происходило в регионе. В 1986 году Гейдар Алиев приехал в Ульяновск после крушения теплохода “Александр Суворов” как председатель государственной комиссии по расследованию причин трагедии.
Здесь же, на волжском берегу Дмитрий Медведев встретился с мостостроителями и объявил им о том, что подписан указ о присвоении ряду работников государственных наград.
Вице-премьер Сергей Иванов отметил, что теперь в России не осталось ни одного недостроенного с советских времен моста. А ведь их было 17. В этом году введены в эксплуатацию последние долгострои: Ульяновский, Волгоградский и у села Пристанное в Саратовской области.
Во второй половине дня в зале правительства Ульяновской области состоялось заседание президиума Госсовета. Шел предметный разговор о транспортной системе России. Президент потребовал снизить стоимость строительства дорог, предложив привести технологии и цены в соответствие с нормами Евросоюза. И напомнил, что еще в прошлом году правительство РФ утвердило документы, где сформированы цели и задачи транспортной отрасли на перспективу. Для более эффективного решения проблем дорожного строительства предложено создать новые профильные вузы и специализированные научно-исследовательские институты.
Повестка дня
В ходе визита в Ульяновск Дмитрий Медведев посетил цехи закрытого акционерного общества “Авиастар-СП”. Сегодня это одно из самых современных самолетостроительных предприятий России. Его мощности позволяют довести выпуск сверхтяжелых (взлетным весом до 400 тонн) грузовых лайнеров до 8 единиц в год, а средних транспортников – до 40. Разговор на “Авиастаре” шел не только о преодолении кризиса, но и о перспективах развития предприятия, решении социальных проблем.
Дмитрий Медведев также провел совещание по факту взрывов на арсенале. “Произошла вопиющая трагедия, – сказал президент. – Погибли люди. Ответственность за это несут конкретные руководители. Они не исполняли своих прямых обязанностей”. В связи с этим Дмитрий Медведев принял решение уволить начальника инженерных войск Вооруженных сил генерал-лейтенанта Юрия Балховитина, начальника Главного ракетно-артиллерийского управления МО генерал-майора Олега Чикирева, заместителя командующего войсками Приволжско-Уральского военного округа по вооружениям генерал-майора Вячеслава Халитова, исполняющего обязанности начальника инженерных войск в Приволжско-Уральском военном округе полковника Александра Бобракова.