Интересную форму общения с подростками и молодежью выбрал протоирей Владимирской церкви отец Дмитрий Савельев. На вопросы молодежи он отвечает на страничке в Интернете. Нас очень заинтересовал столь необычный шаг отца Дмитрия, и поэтому сегодня он – герой нашей молодежной рубрики.
Навстречу молодежи ищущей
Сам отец Дмитрий ничего удивительного в своем современном способе общения с молодежью не видит. Уже все родители давно смирились, что дети после школы или вузов садятся за компьютер, и тот на долгие часы становится для них помощником, другом и окном в большой мир. Ведь именно юношеский возраст – время задавать вопросы. О мире, добре и зле, о смысле жизни. А Интернет дает ответы. Причем в изобилии. И не всегда правдивые. Интернет проект вопросов и ответов как раз и задумывался, чтобы молодое поколение получало ответы из первых рук, не искаженные различными интерпретациями.
Эту характерную юношескую черту духовного поиска подмечает и отец Дмитрий:
– Интересно, что в молодежной среде есть стремление к православию. Молодой возраст отличают глобальные вопросы, поиск веры. Взрослые уже эти вопросы прошли: кто мимо и равнодушно, кто – приобретя неудачный опыт. Ответы своим детям часто они дать не могут. А вот христианство дает ответы.
А в Интернет-проекте соединилось дело моей жизни, то, что я люблю, и быстрый способ общения.
Кроме того, меня нельзя считать пионером интернет-общения священника с молодежью даже в нашем городе. Подобный же проект уже не первый год существует на сайте Симбирской и Мелекесской епархии. В нем много и успешно потрудились протоиереи Иоанн Косых, Димитрий Красовский, Николай Архангельский, иерей Георгий Каппо и другие батюшки. Но поскольку сегодня речь идет о моей интернет-страничке, постараюсь не прятаться за их спины и ответить на интересующие вопросы.
… и думающей
То, что проект заинтересует молодых, сомнений не было. Единственное, что меня смущало – что увижу длинные рассуждения на религиозные темы. Но нет (что меня и обрадовало!) – молодежь осталась молодежью! Общение с духовным лицом оказалось живым, динамичным и достаточно интересным. Здесь наши молодые люди своими вопросами доказали, что они не инертны, что в их головах рождается множество вопросов, и они умеют в этой жизни главное – размышлять. А темы для размышлений оказались самыми различными. Отсюда – очень разные вопросы к отцу Дмитрию. И заметьте, как тонко и одновременно точно звучат его ответы.
Слышащий да услышит…
Как это не странно, но одним из первых в блоге появился вопрос о музыке.
– Как Православная Церковь относится к музыке? Какая музыка является рекомендуемой, какая терпимой и какая несет лишь вред обществу? А также интересно отношение к наводнению дешевой коммерческой поп-музыки.
– Как философия в средние века была «служанкой богословия», помощницей, оттачивающей умы для богопознания, так музыка в церкви – помощница в молитве и необходимая часть богослужения, отвечает отец Дмитрий. – Какая музыка является рекомендуемой, какая терпимой и какая несет лишь вред обществу? Церковь не может диктовать людям, на каком художественном языке и в каких формах выражать свой внутренний мир. Есть серьезная и легкая музыка, музыка, опирающаяся на традиционные национальные мотивы или порывающий со всеми корнями авангард… Обязательных правил для слушателей нет. Но есть некоторый ориентир, своего рода «критерий пошлости». Музыка может содержать в себе значительный элемент творческой новизны, первозданности, а может быть попсовым тиражированием идей и образов, принимаемых большинством публики. Это «вторичный» художественный продукт.
В мире должен быть шум. С этим ничего не поделаешь. Из одних «перлов» состоит, как известно, только перловая каша. А что слушать, шум или нечто осмысленное – это дело личного выбора. Известно только, что рынок и культура – вещи противоположные. Если всю культуру подарить рынку – она постепенно деградирует и полностью потеряет воодушевляющую и познавательную способности.
Между сказкой и жестокостью
Не чужды священнослужителю оказались и вопросы о новых модных молодежных течениях. В частности, приводим его размышления о готическом направлении в молодежной моде.
– …Про «готическую музыку» пока ничего сказать не могу. Если пришлете какую-нибудь ссылку, послушаю. Вообще, держать руку на пульсе музыкальных событий довольно сложно, поскольку значительная часть звуков с экрана ТВ или радио не вызывает интереса. Но сам образный ряд моды готов довольно выразителен. По стилю образы как будто срисованы с фильмов ужасов про вампиров, привидений и т.п. экзотику. Почему-то эти сюжеты ассоциируются со средневековьем и готической архитектурой. «Страшилки» – принципиально детский жанр. Его любят люди, у которых в жизни нет реальных страхов и мучений. Но воодушевление эстетикой палачей и жертв, переживания, тяготеющие к садизму и мазохизму, могут завести довольно далеко. Заигрывание с жестокостью, болью, образами смерти, даже в символической форме маскарада – занятие вредное и разрушительное для души. Недаром сейчас столько пишут о подростковой жестокости, бессмысленных избиениях на камеру, издевательствах в школах. Думаю, не стоит давать этим откровенно негативным тенденциям идейную основу, поэтизируя их при помощи красивой сказки или возвышенной философии.
Об Антихристе и конце света
– Насколько я слышал, после прихода Патриарха Кирилла, в церквях стали запрещать проповедовать идею прихода антихриста в Россию. Правильное ли это решение по Вашему мнению? – спрашивает один из блоггеров.
– Согласно Откровению Иоанна Богослова, Антихрист – герой последних времен. Действие описанных там событий не будет ограничиваться какой-то отдельно взятой страной. Конец света – это конец всего мира. Он произойдет в эпоху победившего глобализма. Поэтому зацикливаться в данном случае на территории нашей страны несколько нелогично. Почивший патриарх Алексий II думал по этому вопросу примерно то же самое. Нюансы в данном случае не важны.
Экстремизм. Хорошо или плохо?
Беседуя с отцом Дмитрием, мы не могли не задать ему вопросы, которые широко обсуждаются нашей общественностью в последнее время.
– Как Вы считаете, почему молодежной среде присущ экстремизм, и как его избежать?
– Экстремизм. Говоря о нем, мы видим одну лишь крайность – экстремизм плохой. На самом же деле экстремизм предполагает самостоятельность мышления. Это ни что иное, как общественная позиция. Нас сейчас постоянно «пичкают» толерантностью. Проводят уроки толерантности, делают передачи… А если вдуматься в само это слово – «толерантность». Не кажется ли вам, что оно означает равнодушие. Вспомните сказку «Марья-искусница». «Что воля, что неволя – все равно», – говорит заколдованная героиня. Не это ли девиз толерантности?..
Другое дело, когда за экстремизмом следует насилие. Допустим, избиение сильным слабого. Вот этого быть не должно. Если борьба даже за самое правое дело и самую высокую справедливость не сопровождается любовью к ближнему, она приносит большой вред и самим борцам, и окружающим людям. Активность, доходящая до нетерпимости, также опасна, как и равнодушие.
Православие или история религий?
– Еще год назад пресса активно обсуждала вопрос введения в школьный курс основ православия. Вы считаете, что этот предмет должен изучаться в школах или все-таки рассказывать школьникам следует о всех мировых религиях?
– Вопрос этот активно обсуждался в прессе и в кругу специалистов. Полемические страсти еще долго не остынут. Пока сформулированы только самые общие подходы к встрече религии и образования. Думаю, министерство образования не напрасно прислушалось к мнению Патриарха, активно участвовавшего в этом диалоге, и правильно расставило акценты. Обязательной для изучения должна быть общая дисциплина. А уже спецкурс, который выбирает ученик, более подробно расскажет об интересной именно этому школьнику религии. Это может быть православие, буддизм, иудаизм, мусульманство или атеизм.
Секта от недостатка подвигов…
– За последний десяток лет очень много молодых людей стали жертвами различных сект. Почему молодежь уходит из основных религий, приобщаясь к тоталитарным течениям?
– Молодежь уходит в секты по двум причинам. Заметьте, в секту чаще всего идут люди неустроенные. Там они получают элементарную защиту, новых друзей. В сектах их «гладят по головке», отмечают достоинства, окружают любовью и признанием. Секта формирует в своей среде своеобразное стадное чувство защищенности…
А с другой стороны, Православная Церковь не хочет излишне напрягать своих прихожан. И без того ее постоянно критикуют то за долгие службы, то за отсутствие скамеек в храмах, то за сложность церковно-славянского языка. Следует отметить одно принципиальное различие между церковью и сектой. Церковь никогда не покушается на свободу своих членов, а секта, наоборот, всегда стремится как можно более «плотно» и всесторонне организовать их жизнь. Эта позиция часто отвечает потребностям молодежи, энергичной, но не готовой к свободе и самоорганизации.
Молодым хочется подвига – секта дает им этот подвиг. Иногда рабский труд, отказ от удовольствий… Но подвиг этот оказывается молодым по сердцу. Он-то как раз и привлекает.
Истоки этой проблемы коренятся, на мой взгляд, в недавней истории нашего государства, боявшегося и не стремившегося развивать общественную активность людей, выходящую за рамки официальных демонстраций и субботников. В результате государство было сильным, а общество – слабым. В случае с церковью наблюдается похожая ситуация.
Церковь – своеобразный аналог государства. Являясь носителем власти, церковь как целое не может организовывать жизнь народа иначе, как тоталитарно, то есть, как секта. Поэтому, оберегая духовную свободу людей, Церковь боится их организовывать. Есть опасность, что вместо живого движения появится что-то бюрократически мертвое или фанатически бессознательное.
Разрешение вопроса видится мне в том, что обязательно должны быть разные формы взаимодействия церкви и населения. Как в государстве отдельно можно выделить людей (народ), отдельно – государственных чиновников (власть), и между ними слой людей мыслящих и активных (общество). Точно также между церковью и верующими должно возникнуть церковное общество, творчески реализующее христианскую веру в жизни людей. Именно оно призвано без всякого давления сверху по собственной инициативе создавать христианские лагеря, христианские молодежные организации, христианские волонтерские движения, христианскую благотворительность – некие органы социальной активности, где люди могли бы проявить свои таланты. Например, выражать себя в искусстве, науке, через помощь ближнему. Это дало бы людям ощущение нужности и поле для самовыражения.
Просто нажать кнопку…
– Несколько молодых людей жаловались, что не могут общаться со сверстницами, потому что те полностью стараются брать пример с героинь современных сериалов или поп-див. Как уберечься от влияния телевидения?
– Телевидение есть и никуда от него не денешься. Оно подчиняет себе человека полностью, доводя почти до бессознательного состояния. А ведь перед экраном мы проводим значительную часть своего времени. Сопротивляться можно только одним способом – нажав на кнопку! К сожалению, телевидение стало образом жизни людей. Часто, приходя в гости, люди не могут построить содержательное общение и бросаются к телеэкрану. Угасает искусство приема гостей и мастерство занимательной беседы. Тот же Новый год кто может себе представить без этого всеобщего кумира??? Под утро отходим от телевизора оглушенными и оглупленными. Телевидение – активный способ управления нашими мыслями и сознанием. И делает его команда очень умных людей. Я – за ограничение роли телевидения в жизни человека. Лучше читать. Тут можно остановиться и сказать: «Глупая книга, читать не стоит». И взять в руки другую.
Надеемся, что беседа с отцом Дмитрием вам, уважаемые читатели, была интересна, и вы нашли сегодня ответы на некоторые ваши вопросы.
Наталья Марцымова