Павел Свиридов
Взрыв – событие само по себе неординарное, а уж если взрывается склад с… боеприпасами – тут вовсе пора бить тревогу! Кто виноват в очередном нарушении, приведшем к трагедии?
В минувший понедельник в Ульяновске на складе боеприпасов «Арсенал-31», где 13 ноября произошла серия мощных взрывов, случилось новое ЧП с трагическими последствиями. В результате детонации снаряда взорвался перевозивший предназначенные для утилизации боеприпасы КамАЗ. Итог – восемь погибших военнослужащих и двое раненых. Таким образом, количество жертв оказалось в четыре раза больше, нежели 10 дней назад. Тогда погибло двое тушивших огонь пожарных: мичман Владислав Панков и матрос Иван Кузнецов.
Все погибшие при взрыве 23 ноября входили в специальное подразделение по разминированию и утилизации боеприпасов. Это капитаны Дамир Савиных и Дмитрий Щербинов, а также служащие по контракту: младшие сержанты Наиль Урманов и Рустам Сулейманов и рядовые Евгений Долгов, Ильгур Мангулов, Алексей Петров и Алексей Краснов.
Представители местных властей подчеркивают, что на сей раз никто из гражданских лиц не пострадал, разрушений в городе также нет. Напомним, во время прошлого инцидента (тогда взрывы происходили в течение многих часов) ранения получили 60 человек, сотни зданий, в том числе жилые дома, школы, детские сады, промышленные предприятия получили повреждения. А в городе на продолжительное время воцарилась настоящая паника: горожане самостоятельно пытались эвакуироваться из опасного района, при этом правоохранительные органы, спасатели и местная администрация действовали нечетко и несогласованно, а порой и вовсе бездействовали.
На сей раз горожане действительно сначала не обратили внимания на взрыв. В течение последних дней саперы ищут и собирают неразорвавшиеся боеприпасы и уничтожают их. Так что к «хлопкам» разной степени мощности окрестные жители уже привыкли. Однако когда стало известно о таком количестве жертв нового происшествия, люди встревожились. Тем более к утру вторника (а ЧП произошло около 13 часов понедельника) ни одного комментария от официальных лиц из Ульяновской обладминистрации так и не последовало.
После первого происшествия МЧС постоянно распространяло сообщение, в котором говорилось, что меры безопасности при обезвреживании снарядов исполняются, никакой угрозы для населения нет, «все находится под контролем». Но какой же тут контроль, если столько жертв, причем погибают вроде бы профессионалы – да еще во время проверок и установления причин прошлого инцидента? Надо отметить, что точная его причина пока так и не установлена. По-прежнему речь идет о человеческом факторе и нарушении технологии утилизации боеприпасов, однако виновные так определенно, как сразу после происшествия, не называются (сначала говорилось об ошибке одной из работниц склада, получившей серьезные ранения).
Совершенно очевидно: если ни расследования, ни «особый контроль» не способны предотвратить череду трагедий, дело не в случайностях и не в обстоятельствах, а в той самой системной деградации, которая проявляется буквально во всем: будь то Саяно-Шушенская ГЭС, аварии на подлодках или ульяновские взрывы. Выходит из строя и из-под контроля не только доведенная «до ручки» техника, рушится и система ее обслуживания, организация труда, зачастую до критического падает профессионализм персонала. Мерилом же всему становятся не жизни людей, не надежная работа, а деньги. (О том, что ради экономии и оптимизации склады боеприпасов выводятся из «профильных» армейских активов, а их утилизацией теперь занимаются не только военные, но и выигравшие тендер фирмы «с улицы», «Советская Россия» уже писала).
В этом смысле все последние техногенные аварии и катастрофы в России действительно вызваны «человеческим фактором». Виновниками же их официально объявляются «стрелочники». А системного кризиса и деградации власть видеть не хочет, поэтому никаких серьезных – и системных же – мер для решения проблем не предпринимается. К тому же чувство безнаказанности лишь усугубляет иллюзию «почти благополучия».
В Ульяновске уже придумали грустный анекдот.
«Приходит к Сталину Молотов с докладом:
– Иосиф Виссарионович! Половина Ульяновска взорвалась, половина – разбежалась.
– Дэвэрсия?
– Нет, халатность.
– Запомни, Вячеслав, халатность хуже дэвэрсии. Скажи Лаврэнтию, пусть пэредаст ульяновским товарищам прэвет».
Характерно, что в Ульяновске на следующий день после гибели восьми военнослужащих было намечено заседание Госсовета во главе с президентом Медведевым – на тему транспортного комплекса России. Многие ульяновцы обсуждали, последуют ли какие-либо «приветы» от главы государства в адрес тех, кто создал в городе столь взрывоопасную ситуацию. Одни полагали, что ответить должен губернатор Морозов, другие – что министр обороны Сердюков. А некоторые, видимо, самые большие скептики, предположили, что ЧП в Ульяновске – хороший повод ликвидировать вообще все склады боеприпасов в нашей стране. То есть, по-современному говоря, оптимизировать – и ни тебе ответственности, ни лишних расходов по их охране и содержанию.
————————–
«Привет» от посетившего Ульяновск главы государства все же последовал. Во вторник в ходе встречи с министром обороны Анатолием Сердюковым, ульяновским губернатором Сергеем Морозовым, начальником вооружений ВС Владимиром Поповкиным, главкомом ВМФ Владимиром Высоцким, главным военным прокурором Сергеем Фридинским и другими высокими армейскими и гражданскими начальниками Дмитрий Медведев выразил свое возмущение случившимся. Он заявил, что ЧП 13 ноября произошло из-за «бесконтрольности со стороны Министерства обороны и преступной халатности тех лиц, которым было поручено утилизировать боеприпасы». По его словам, «когда это все случилось, 13 ноября, начальство, которое отвечает за соответствующий арсенал, полночи не могли найти». Ну а повторение трагедии с большим числом человеческих жертв – это уже «абсолютно вопиющая вещь».
В итоге последовали отставки. Правда, как и предполагалось, и министр обороны, и губернатор не пострадали. Президентом освобождены от должностей и уволены с военной службы начальник Инженерных войск Сухопутных войск генерал-лейтенант Юрий Балховитин, начальник Главного ракетно-артиллерийского управления министерства генерал-майор Олег Чикирев, временно исполняющий обязанности начальника ГАБТУ Минобороны генерал-майор Вячеслав Халитов, и. о. начальника Инженерных войск Приволжско-Уральского военного округа полковник Александр Бобраков. Медведев поручил Сердюкову отправить в отставку начальника инженерных войск 2-й общевойсковой армии В.А.Дмитриенко, начальника арсенала А.Г.Радченко и замначальника арсенала, главного инженера С.П.Адамова.
Адекватность данных отставок можно оценить по-разному (тем более что главный виновник плачевного состояния дел в Минобороне свой пост сохранил). Однако чуть ли не впервые за долгое время после серьезных происшествий с человеческими жертвами среди руководителей появились не награжденные, а наказанные.