На этой неделе в России вспоминали трагедию 26-летней давности. Летом 1983 года четырехпалубный «Александр Суворов» на полном ходу протаранил Ульяновский мост. В это самое время по нему двигался грузовой состав с бревнами и углем. Переполненную верхнюю палубу срезало как ножом, превратив в кроваво-железное месиво. Повод вспомнить об этом дали президенты России и Азербайджана. Дмитрий Медведев и Ильхам Алиев приехали в Ульяновск, чтобы открыть неподалеку от места трагедии, новый мост. Он соединит европейскую часть России с Уралом, Сибирью и Дальним Востоком. Также президенты возложили цветы к памятнику Гейдару Алиеву. Все подробности – в репортаже Марины Петровой.

Президенты Дмитрий Медведев и Ильхам Алиев открыли самый большой мост в Европе, его общая протяженность составляет 24 километра.

«Это грандиозное архитектурное и транспортное сооружение, аналога которому нет на всем европейском континенте», – отметил президент Азербайджана Ильхам Алиев.

Строительство моста началось еще в начале 80-х годах прошлого века. Отец Ильхама Алиева, прежний национальный лидер Азербайджана, был одним из тех, кто принимал решение о создании ульяновского мегамоста. В те годы Гейдар Алиев занимал пост первого заместителя председателя правительства СССР. Однако после распада Союза стройку заморозили, а возобновили только в 2004 году. Теперь в России не осталось ни одного недостроенного с советских времен моста.

С берега Волги Ильхам Алиев и Дмитрий Медведев отправились в город, и там, где пересекаются улицы Жигулевская и Фруктовая, – на площади Гейдара Алиева возложили цветы к памятнику.

Примерно в километре от нового ульяновского моста есть еще один. Его построили в 1915 году, когда Ульяновск назывался еще Симбирском. Вечером 5 июня 1983 года четырехпалубный круизный лайнер «Александр Суворов» проходил Ульяновск. Обычный туристический рейс – Ростов – Москва. На борту – более 300 пассажиров, около 100 человек команды и обслуживающего персонала.

У большинства речных мостов проход в середине. Но старый ульяновский мост имеет наклон к левому берегу. Огромный корабль на полной скорости – 25 километров в час – пошел не к высокому судоходному проему моста, а к другому – гораздо более низкому. В считанные секунды верхнюю палубу срезало как рубанком. По мосту в это время шел грузовой состав.

«Один из вагонов встал практически поперек моста, и из него начали падать вниз бревна. Вся палуба была залита кровью и усыпана человеческими останками – руками и ногами», – рассказал начальник Ленинского РОВД Ульяновска Владимир Бочков.

На предприятиях Ульяновска были мобилизованы рабочие, в институтах – студенты. Хирурги работали, как в полевом госпитале. «На вокзале Ульяновска-1 стояли вагоны-ледники, куда складывали погибших», – вспоминает бывший помощник начальника отделения железной дороги Василий Дрябов.

Сколько людей погибло, неизвестно до сих пор. Одни документы говорят о 176 погибших, в других – цифры еще выше. Большинство выживших на верхней палубе остались инвалидами на всю жизнь.

«Вопросов осталось много. Самый главный – почему теплоход «Суворов» пошел в пролет, который почти на 2 метра ниже его высоты», – отметил министр речного флота РСФСР (1978-1991 гг.) Леонид Багров.

«Члены экипажа теплохода, который 10 лет ходил в один и тот же пролет, просто не могли не заметить несудоходного пролета», – уверен начальник охраны стрелковой команды Владимир Феоктистов.

Государственную комиссию по расследованию причин и ликвидации последствий катастрофы возглавил Гейдар Алиев. «Он четко направлял действия комиссии, которая под его председательством собиралась дважды в день», – рассказал Леонид Багров.

Виновными признали экипаж – погибших штурмана и рулевого. Оставшегося в живых капитана приговорили к 10 годам заключения. Речники до сих пор уверены: на скамье подсудимых должны были сидеть другие люди. В тот вечер на мосту не горели сигнальные огни. Администрация Ульяновска в целях экономии электричества распорядилась включать огни только с десяти вечера.

«Владельцем моста является Куйбышевская железная дорога. Многие капитаны судов неоднократно предупреждали ее руководителей о возможной аварии», – говорит Багров. «На шестом пролете находилась будка железнодорожного обходчика с маленькой лампочкой, и, видимо, когда рулевой засомневался в правильном курсе теплохода, он увидел огонек железнодорожной будки, и двинулся туда, считая, что идет в третий пролет», – высказал предположение Леонид Багров.

Теплоход «Александр Суворов» отремонтировали, и он до сих пор возит туристов. Только в Ульяновск больше не заходит.