Эти взрывы снова унесли жизни людей. Уже во второй раз за месяц печально прославились арсеналы Военно-морского флота, на которых хранятся тонны устаревших боеприпасов.
Но самое страшное не в боеприпасах, а в том насколько устарели армейские способы их разминирования – разбросанные снаряды грузили в грузовики как картошку. Взрывы в Ульяновске не остались без последствий – Президент Медведев, проводивший там на этой неделе заседание Госсовета, сделал свои выводы из произошедшего.
Та ночь в Ульяновске запомнилась столпотворением на улицах, ярким заревом над городом и громоподобными раскатами взрывов над пылающим военным арсеналом. На происходящее люди смотрели будто на красочный салют, поначалу даже без страха. И никто не думал, что через десять дней история повторится, а вмешиваться в ситуацию придется даже Президенту.
13 ноября во время пожара на складе боеприпасов погибли двое военных из пожарного расчета. 23 ноября от взрыва снарядов, найденных после пожара, погибли уже восемь человек.
Екатерина Кангина вторую неделю в больнице – после пожара на арсенале у нее сильно обожжено лицо. Именно Екатерину после первого ЧП называли чуть ли не единственной виновницей трагедии. Потом следствие пришло к выводу, что она, скорее, первая из пострадавших.
Екатерина Кангина, сборщик боеприпасов 31 арсенала ВМФ: “Я начала вытаскивать из снаряда мешочки с алюминиевой пудрой. Но я не знала, что порох есть в этом снаряде. Я делала все, как показал мастер мне. Работала алюминиевым крючочком. Сперва вытаскивала пудру, а потом картонку. А вот в этом снаряде появился дымный порох, и он воспламенился. И я загорелась”.
130-миллиметровые морские снаряды в этот цех привезли тогда первый раз. Дымный порох, способный загореться от любой искры, находился в гильзе. Сначала полыхнул порох, пожар начал распространяться по цеху, вскоре послышались первые взрывы. Работники арсенала едва успели добежать до бомбоубежища.
31 арсенал Военно-морского флота существует в Ульяновске с 1941 года. Его построили в Заволжском районе – вдали от центральной части города. Но во время пожара взрывы были такие, что ударной волной выбило стекла в домах, стоящих даже на противоположном берегу Волги.
Но вблизи от эпицентра взрывов было страшнее. Улица академика Павлова в одночасье стала известна и на весь город, и на всю страну. По одну сторону улицы расположен военный городок, территория арсенала – дальше, в глубине, а по другую сторону стоят жилые дома. Именно они первыми попали под обстрел. Вот так улица выглядела после пожара: разбитые стекла, слетевшие с петель двери, вырванные из проемов оконные рамы.
На военном арсенале пожарные наутро заливали тлеющие строения под прикрытием бронетехники – опасались новых разрывов. Уже тогда работать начали саперы: прочесывая шаг за шагом территорию, они искали неразорвавшиеся снаряды. И грузовиками увозили их на полигон для уничтожения.
Военные уверяют, что во время разминирования соблюдали все нормы безопасности. Снаряды укладывали в кузов так, как велит инструкция – по ходу движения, на слой песка. 23 ноября в 14-30 группа разминирования закончила погрузку, двое офицеров и шестеро солдат стояли около машины. В эту минуту один из снарядов сдетонировал, а следом взорвались и все боеприпасы, загруженные в кузов.
Аркадий Лившиц, разработчик средств защиты от взрывов: “Когда произошел разброс боеприпасов, может быть один из взрывателей перешел в нестабильное состояние. Когда грузили, поднимали снаряд и грузили, скорее всего, что-то там еще произошло. Дальше со снарядом ничего не надо делать. Вот этот процесс пошел, и произошел подрыв”.
Почему военные были так беспечны, разбираться следствию. Но решением Президента, офицеры, ответственные за положение дел на арсенале, и ряд высших чинов Министерства обороны уже уволены со службы. По словам Дмитрия Медведева, речь идет о преступной халатности военного начальства.
Дмитрий Медведев, Президент РФ: “Проводилось расследование. Но, несмотря на приезд в регион большого числа начальников из Москвы – как из Министерства обороны, так и представителей округа – вчера произошла абсолютно вопиющая вещь: вчера на том же арсенале погибли люди. И эта трагедия уже заставляет подумать о более серьёзных вещах. Она – следствие полной расхлябанности в организации этой работы”.
На улице академика Павлова теперь на всякий случай заклеивают окна крест-накрест. Здесь многие работают или когда-то работали на арсенале. И потому знали, что живут рядом с миной замедленного действия.
Татьяна Хохлова: “Как на пороховой бочке – все время мысли такие не покидали. Потому что химсклады – с одной стороны, и арсенал, склады – с другой стороны”.
Когда-то вокруг арсенала была обязательная охранная зона. Так строятся все хранилища боеприпасов. Но постепенно город подступил вплотную. И так получилось не только в Ульяновске. Примеров, когда склады вооружения оказались в опасной близости от жилых домов, в России множество.
Это случилось четыре года назад в Кронштадте. На территории военно-морской базы взлетел на воздух цех по ремонту глубинных бомб. Тогда пострадали шесть человек. До жилого массива огонь, к счастью, не дошел.
Такие ЧП случались в самых разных частях страны. Кронштадт в 2005, Лодейное поле в 2008, Челябинск в сентябре нынешнего года. Президент на этой неделе распорядился проверить все склады вооружений на территории России.
Дмитрий Медведев, Президент РФ: “Нужно провести полную инвентаризацию складов и арсеналов, полную, доскональную, с картинками, с техническим описанием того, что там происходит, узнать, где командиры, что они там делают. Насколько я знаю, когда всё это случилось, 13 ноября, начальство, которое отвечает за соответствующий арсенал, полночи найти не могли”.
На проведение этой проверки глава государства отвел один месяц.
Сергей Фридинский, главный военный прокурор РФ: “Мы подвергнем проверке практически все базы, склады, арсеналы, которые представляют из себя повышенную опасность. Прокурором поставлена задача выявить нарушения, связанные и с условиями хранения, и с технологическими процессами, и с производственными процессами. Всё это мы делаем для того, чтобы соответствующему командованию внести предложения и требования, если хотите, для устранения этих нарушений законов. Главная задача, которую поставил Президент, чтобы события такие не повторились и чтобы обеспечить безопасность людей”.
А в Сызрани проблему опасного соседства теперь вообще хотят решить раз и навсегда. Военных попросили убрать арсенал подальше от городской черты.
Виктор Хлыстов, мэр Сызрани: “Город находится в прямой близости. Здесь самый большой микрорайон расположен, спальный микрорайон, в нем живут порядка 65 процентов жителей”.
О переносе военных складов заговорили и в Ульяновске. Но этот процесс может начаться не раньше, чем военная прокуратура закончит расследование и назовет виновных в гибели десяти человек.
Павел Краснов