После ЧП в «Арсенале» город постепенно зализывает свои раны, люди мало-помалу отходят от перенесенных потрясений. Еще нескоро все войдет в прежние рамки, не завтра исчезнут рубцы физических и психологических травм, полученных в пятницу, 13-го. А в СМИ и на Интернет-порталах уже появляются оптимистические и вполне уверенные заявления: взрывов больше не будет…

Однако, случившееся в Ульяновске происшествие, невольно заставляет задуматься: а так ли уж обоснованны эти заверения? И не ждет ли нас завтра (а, может, и с минуты на минуту) новая катастрофа, возможно, более масштабная, чем та, что случилась в «Арсенале»? Кто может сказать, сколько в нашем городе «пороховых бочек», подобной натворившей недавно бед?

Не ошибусь, если скажу, что мало, кто знал о том, что хранится в «Арсенале», что вообще там делают. Даже о существовании самого «Арсенала» знали в городе далеко не все. Как не знает точно никто, где в нашем городе еще заложены «мины замедленного действия». И если завтра рванет, скажем, где-то в районе Ленинского мемориала, и окажется, что там, в секретных шахтах стоят ракеты класса «земля-воздух», это станет полной неожиданностью для всех. О нанесенном уроне и человеческих потерях даже и говорить не хочется.

Скажете, загнул автор? Да, с ракетами под мемцентром, конечно, загнул. Но опасных точек, тем не менее, в городе и в регионе предостаточно, и расположены они в опасной близости к населенным пунктам, а то и в их черте.

Это, во-первых, воинские части, каждая из которых имеет какие-то склады боеприпасов. Где они находятся, и что в них хранится, является, конечно, тайной. Но все тайное когда-то становится явным, и иногда это происходит под грохот взрывов, как в «Арсенале».

Вот, например, воинская часть в районе поселка Мирный Чердаклинского района. С автотрассы Ульяновск-Димитровград видны только въездные ворота в нее. Что там, за этими воротами? Неизвестно. Но, бывая в окрестных лесах, я сам не раз набредал на макеты ракетных установок. Думаю, что видел их не я один. И если часть возле Мирного – ракетная, то находится она в очень опасной близости от города – ведь район авиастроителей Заволжья находится совсем рядом. Только не надо говорить, что автор сгущает краски. Ничуть. «Арсенал» дал в руки эти весомые козыри и аргументы.

31-я бригада ВДВ находится в черте города. И вооружено это подразделение не только стрелковым оружием. А его боеприпасы, надо полагать, хранятся не за тридевять земель. То есть – и это своего рода пороховая бочка. Вторая (а с «Арсеналом» – третья) только в Заволжье. Но не последняя. Потому, что есть еще и патронный завод.

Патронный завод (бывший машиностроительный им.Володарского) расположен на Нижней Террасе. Собственно, Нижняя Терраса, как микрорайон, обязана своим появлением и существованием именно ему. И волжская дамба (еще одна «бочка»!) была построена в 50-х годах прошлого века для того, чтобы защитить, в первую очередь, завод (а с ним – и Нижнюю).

Взрывалось на «володарке» (так завод и поселок называют по старой памяти в народе) не раз. И люди гибли тоже неоднократно, и число жертв бывало больше, чем в том же «Арсенале». Крупных взрывов на моей памяти не было. Но это вовсе не означает, что их на заводе не может быть в принципе. Не случайно же, все «специфические» цеха патронного завода окружены обваловкой. Одно, правда, утешает – базисные склады предприятия еще в семидесятых годах были вынесены далеко за город. Но все же …

И, наконец, дамба – давняя тревога жителей Нижней Террасы. Угроза ее разрушения возникала не раз. Например, однажды даже пришлось расстреливать баржу, прибитую к дамбе штормом и грозившую пробить бетонное покрытие в районе примыкания к старому мосту. Чем грозит разрушение этого сооружения, знают, наверное, все – Нижнюю Террасу затопит до уровня второго этажа, и жизнь более чем 40 тысяч человек окажется в смертельной опасности. Конечно, происходить это будет не мгновенно, но опасность от этого меньше не становится.

В последние годы дамбу усилили. Но события в «Арсенале» показали, что объект – она по-прежнему опасный. Люди осведомленные говорят, что в результате взрывов 13-го ноября, внутри дамбы произошло смещение труб, остановились два насоса. И случись ЧП приобрести большие масштабы, выход из строя оборудования дамбы мог быть массовым. А это неминуемо повлекло бы за собой подтопление Нижней Террасы из-под земли – поднявшимися грунтовыми водами. Подсчитывать нанесенный ущерб гаражам, погребам, подземным инженерным коммуникациям, фильтровальной станции и жилым домам даже не хочется – он был бы огромным…

Пока не случилось. Но кто даст гарантию, что не случится завтра? И не только в Заволжье. Наверняка, список опасных для жизни горожан и жителей области объектов можно продолжать. Один НИИАР чего стоит! Или взять, к примеру, центр Ульяновска, где расположен «Соловьев овраг», который может быть одной из причин, почему в Ульяновске неуклонно растет количество онкологических заболеваний, и мы давно уже превосходим среднероссийский и даже среднеобластной уровень по данному показателю. А что – если произойдет пожар в этой яме с отходами? Это будет маленький Чернобыль, а мы, жители Ульяновска, станем все инвалидами, если кто выживет в первые 1-3 года.

В дальнем Засвияжье «неожиданно» может упасть на жилые дома самолет от столкновения со стаями птиц. О единичных столкновениях птиц с самолетами много лет бьют тревогу летчики и транспортная прокуратура – и предупреждают власти об опасности падения самолетов при столкновении с большим количеством птиц единовременно. Причина этих столкновений – многотысячные скопления птиц около аэропорта на Баратаевской свалке, где они кормятся. Городские и областные власти от реального решения вопроса безопасности жителей города и пассажиров самолетов уклоняются под разными предлогами.

Правда, чиновники постоянно твердят: мол, бояться ульяновцам нечего! Но кто нынче верит чиновникам?

Александр СЕМЕНОВ

фото ulfin.ru