Победы в предварительном отборе кандидатов от «ЕР» на выборы в гордуму Ульяновска продаются и покупаются?

«Противно же это, мелко… Лганье какое-то семикопеечное…

У тебя получается, что если власть у нас подоночная,

так и мы все должны стать подонками…»

Аркадий и Борис Стругацкие, «Жиды города Питера, или

Невеселые беседы при свечах», комедия в двух действиях.

Несколько сообщений о предварительном голосовании единороссов при выдвижении партийных кандидатов в гордуму на выборах в марте 2010 года обратили внимание на некоторые особенности этого «демократического» процесса.

После статьи «Ты виноват лишь в том, что у меня – праймериз», опубликованной в газете «Новый град Симбирск» 27 ноября, позвонила женщина: «Геннадий, а вам интересно узнать, как проходил праймериз в нашем округе?» «Конечно», – ответил я. В кратком изложении процедура выглядит так.

Дозвонившаяся мне женщина (естественно, член «ЕР») получила письменное приглашение на праймериз. Таковых в школьном зале собралось около 60-70 человек. Среди кандидатов в кандидаты были как известные так и не очень, но утвержденные решением президиума регионального политсовета «ЕР», персоны. Претенденты рассказали о себе, затем состоялось голосование.

Результат подсчета бюллетеней женщину не удивил: победил кандидат, на которого, как оказалось, ей намекали. «Что значит – намекали?» – уточнил я. «Позвонили по телефону, и попросили. Дословно не помню, но смысл такой: желательно, чтобы победил кандидат с такой-то фамилией». Как выяснилось в процессе общения женщины с коллегами по партии, намекали не только ей. Итог партийной «дисциплины»: «победил» кандидат «с намеком».

Еще в одном округе на праймеризе ситуация была похожей. Претендентов на партийное «одобрям’с» – трое: молодогвардеец, действующий депутат гордумы и мало кому известный представитель коммерческой структуры. Неизвестность не стала помехой: больше всех голосов набрал именно предприниматель. Рассказывают, что победитель еще до праймериза предпринимал попытки «наладить отношения» с директорами некоторых муниципальных заведений (членами «ЕР» или сочувствующими): предлагал финансовую помощь скудно финансируемым из городского бюджета учреждениям в обмен на содействие в победе в праймеризе. Одни директора соглашались принять вспомоществование, другие отказывались…

Номера округов, фамилии участников праймериз, директоров муниципальных учреждений не называю по нескольким причинам. В-первых, я не был свидетелем этого «отбора». Во-вторых, обещал тем, кто рассказал мне это, не называть имен, чтобы не навредить: люди, увы, боятся потерять работу или схлопотать неприятности. В-третьих, среди кандидатов есть известные люди, попавшие в список кандидатов не по собственной воле, а по «просьбе» или «предложению» партийных лидеров.

«Убеждать» партийные лидеры умеют (из последних примеров – изменение устава Ульяновска). Но вряд ли нам расскажут – под тяжестью каких «аргументов» партийцы принимали решение включить в праймериз, например, никому не известного бизнесмена и устроить ему победу в отборе. Не думаю, что руководство регионального «ЕР» не знает о том, что отбор происходит в столь неестественной (или для «ЕР» – естественной?) форме.

Совсем недавно, 21 ноября, Дмитрий Медведев говорил ульяновским единороссам на XI съезде «ЕР»: «К сожалению, некоторые региональные отделения как «Единой России», так и других партий, надо признать это откровенно, этим грешат все партийные структуры, показывают подчас признак такой отсталости, сводят политическую деятельность лишь к аппаратным интригам, к играм. Выборы, призванные быть всенародным волеизъявлением, состязанием идей и программ, в результате этого иногда превращаются в некие истории, когда демократические процедуры путаются с административными. Уверен, что «Единая Россия» сможет обойтись без всех этих административных излишеств. Ваш авторитет в обществе, он и сейчас весьма высок. Ведь в ваших рядах действительно очень известные, весьма популярные люди. Нужно модернизировать партию, делать её более гибкой, более открытой, нужно научиться побеждать, всем нам, кстати, нужно научиться побеждать, в открытой борьбе».

27 ноября политклубы реготделения «ЕР» обсудили итоги съезда, и пришли к выводу: «Посылы лидеров страны не должны остаться пустым звуком, их необходимо «приземлить» в Ульяновске». На практике, похоже, посылы лидеров страны в Ульяновске не приземляются, а глубоко закапываются.

И такое впечатление, что перечень «грехов», о которых говорил Медведев, срисованы с ульяновского отделения партии: интриги, аппаратные игры, применение административного ресурса и отсутствие стремления побеждать в открытой борьбе. Разделить уверенность президента в том, что партийцы смогут обойтись без «излишеств», не могу. По-моему, эти излишества – и есть суть сегодняшнего состояния региональной «ЕР».

О людях-пешках, которыми двигают единороссы, говорить уже не хочется…