Познакомился с позицией некого Максима Новослободского.

Ход его рассуждений понятен – если есть внутрипратийный праймериз – есть проигравшие, удел проигравших – обида, обида – основание зажать «булыжник» за пазухой и метнуться в стан к оппонентам, объединиться с теми, кто еще вчера был «по ту сторону» фронта идеологической борьбы, а, по сути, стать политическим оборотнем.

Чайник закипает? Пора садиться за стол с плюшками и побеседовать по-дружески.

Давайте начистоту. Могут ли быть «обиженные» среди тех, кто не победит на праймериз и не будет выдвинут от партии? Безусловно да, столкновение с реальностью, с реальной политической конкуренцией внутри сложного партийного механизма, с собственной неспособностью понять изменившиеся «правила игры» – это проверка. Проверка себя, своей адекватности, свого внутреннего выбора – стать обиженным (на которых известно что обычно возят) или стать системным?

Стать обиженным – показать собственную инфантильность (что явно не красит никакого политика), пойти на конфликт с правящей партией, пойти на выборы в одиночку или пристяжным к компании сомнительного характера политических маргиналов. Одним словом – политический суицид, а праймериз в таком случае – необходимая остановка по пути следования для того, что бы «безумцы» могли спокойно выйти из поезда. Праймериз – очистит ряды партии от случайных элементов, ну а оппоненты навряд ли усилят свою позицию за счет людей такого странного свойства.

Посудите сами – вот статистика выборов городской Думы третьего созыва – февраль 2005 года. В редких случаях за победивших депутатов проголосовало тогда более 10 % зарегистрированных в округе избирателей, явка была соответствующей – весьма низкой. Неформальный рейтинг у городской Думы как представительного органа города весьма низкий и до сих пор.

Качественно иная ситуация будет в этот раз. Выборы депутатов и выборы главы города совмещены, соответственно явка будет иной, и победить «малым» числом зачастую «управляемого» электората здесь не получится, нужен иной размах предвыборной компании, иные средства. Депутаты-одиночки, отколовшиеся от партии и изгнанные из нее с позором, в принципе, не имеют никаких шансов, выход их на выборы – покупка билета в свое политическое небытие.

Более того, следует признать, что многие депутаты занимают ответственные посты в муниципальных учреждениях. Выйти из партийной обоймы и встать в непонятную позицию – не лучшая гарантия сохранения своего места, приносящего гарантированный доход и уважение.

Стать системным – это другой выбор. Признать достойно собственное поражение, проанализировать его причины и активно включиться в предвыборную агитацию победившего сильнейшего – это самый удачный и прагматичный ход, стратегическое решение, гарантирующее свое политическое будущее в рамках правящей партии. Партия – уже не разрозненный и временный «гражданский брак» попутчиков – партия серьезный институт государственного устройства, реальная политическая сила, сила, которая «своих не сдает».

Особое внимание – участникам праймериз на должность главы города. Победит сильнейший. Попытки заранее «столкнуть» участников и предложить «непобедившим» билет «на выход» в свободное плавание и поиск компромиссов с несистемной оппозицией контрпродуктивно. Компромиссы буду достигнуты внутри партии, праймериз – не игра с нулевой суммой, проигравших не должно быть и не будет. На выборы пойдет тот, кто более всего отвечает общественному запросу на обновление города, остальные вправе рассчитывать на применение своих достоинств и талантов в единой команде партии, задача последней – вовремя это осознать и предложить приемлемые варианты.

Итак, Максим, свалки не будет, будет структурированная политическая конкуренция, и следует отметить, что правящая партия, пойдя на риск праймериз показала свою готовность к гибкой и ответственной политике.