Следственный изолятор г. Ульяновска (Полное название ФБУ ИЗ-73/1 УФСИН России по Ульяновской области) расположен по адресу: 432063, г. Ульяновск, Ул. Куйбышева, д. 2. Возглавляется подполковником внутренней службы С.И.Ермаковым.

Сложно сказать, что испытывает человек, находящийся под следствием в этом учреждении. Могу рассказать, как я с 3-й попытки сумел отправить заключенному продуктовую передачу.

Началось все с того, что мой хороший знакомый, гражданин Узбекистана, попросил о помощи. Суть заключалась в следующем. Его брата Мурадова Шухрата (я с ним тоже знаком) задержали 2 месяца назад сотрудники правоохранительных органов. Поместили в СИЗО (в простонародье «двенашка», от названия улицы 12 сентября). Никто из окружения Шухрата не имеет Российского гражданства, поэтому продуктовые передачи для своего родственника они передать не могут по закону. Я согласился помочь передать посылку.

Подошел я к этому процессу ответственно. Сам лично закупил продукты для формирования передачи (в соответствии с пожеланиями моего знакомого). Из виду продуктовый пакет не выпускал до самого прихода в следственный изолятор. Не смотря на то, что я пришел за час до закрытия окна приема этого учреждения, в первый день ее передать не удалось. Людей было так много, что сложилось впечатление моего присутствия на митинге. Зря понадеявшись и прождав час, пришлось тащить все продукты к себе домой (вдруг знакомый злоупотребит моим доверием и что-нибудь запретное попытается внедрить в продуктовый набор).

На следующий день я пришел уже за 3 часа до закрытия. Впечатления, ощущения и результат были такими же, как и в первый день. Бланк описи заполненный в 3-х экземплярах опять пришлось выкинуть. Дата в бланке не успевает за стремительно меняющимся календарем.

Третий день должен был стать решающим. Я пришел в 7 утра, ровно за час до открытия окна приема передач. И в списке посетителей оказался лишь 11-м. К 8:00 в списке было уже 25 фамилий. Прием вели 2 женщины (вторая опоздала минут на 40). Моя очередь подошла лишь через 2 часа 55 минут (+ час ожидания открытия). Таким образом, каждый посетитель оформлял свою передачу около 35 минут, очередь двигалась на одну позицию за 20 минут. Человек, записавшийся 25 номером, вероятнее всего, будет вынужден прийти на следующий день и минимум за час до открытия.

Вопрос в другом. Отстояв за 3 дня 8 часов, в окошке приема мне заявили, что я могу катиться на все 4 стороны со своей передачей. Моя формулировка «коллега по работе» их почему-то не устроила, а доказать свое родство с Мурадовым Шухратом мне тем более не представлялось возможным. Демонстрация его двоюродного брата Акрама с узбекским паспортом помощи никакой не принесла. В каком именно законе они прочитали, что передачу может оформлять лишь родственник задержанного, они назвать затруднялись, но были уверенны в этом на 100 процентов. Мое терпение лопнуло, когда эти женщины обвинили меня в коммерческом интересе. Оказывается, я за деньги стоял здесь в очереди трое суток, и именно это является основанием для отказа приема моей передачи.

Пришлось начать двигаться протоптанной ранее дорожкой. Я достал диктофон, блокнот и ручку. Попытался узнать фамилии этих женщин. Вежливо был послан на родину Шухрата. Попытался узнать фамилию вышестоящего начальства. Был послан еще дальше. После моего короткого выступления с фразами «Я журналист», «Обращение в прокуратуру» и «нарушение конституционных прав» началось заметное оживление. Я превратился из посетителя в обвиняемого. Такого допроса с пристрастием я уж точно не ожидал. Паспорт хоть и был мне выдан в УФМС Ульяновской области, но регистрация в нем стояла временная московская. Где живешь, с какой целью приехал в Ульяновск, почему отсутствует постоянная регистрация – вот лишь далеко неполный список бюрократических вопросов. После этого сотрудница, которая так и не представилась, ушла из поля видимости с моим паспортом и отсутствовала 32 минуты. Вторая сотрудница ехидным голосом дала понять, что мои документы вызывают у них подозрение, и эта проверка необходима по закону. Все это я фиксировал на диктофонную запись.

Через 32 минуты мне вернули мой паспорт. А посылка благополучно была принята заметно успокоившейся сотрудницей ульяновского СИЗО. В отделе кадров, несколько позже, мне отказались назвать фамилии этих сотрудниц. Отказались также дать информацию о начальнике дежурной смены (ФИО, контактные телефоны, номер кабинета и время приема).

Не хотелось выносить сор из их избы. Но раз они сами считают, что все в порядке пойдем другим путем. В настоящее время редакцией готовится официальное обращение на имя начальника учреждения ИЗ-73/1 подполковника С.И.Ермакова об установлении лиц, подобным образом, злоупотребляющим своим служебным положением. Просьбой провести служебную проверку в отношении них на предмет морального, психологического и служебного соответствия занимаемым должностям. А по результатам проверки обратиться в прокуратуру. От себя лично готов дать комментарий любому изданию.

P.S. Я не нахожу ответа, чем виноваты люди, пришедшие поддержать продуктами своих родных и близких из следственного изолятора? Чем они заслужили подобное хамское обращение сотрудников СИЗО? Я понимаю, что своими вопросами значительно осложняю жизнь Мурадову Шухрату. Будь он моим родственникам, я бы не отважился жаловаться, писать и добиваться правды. Но в таких вопросах я циничен. Шухрату предстоит стать той самой последней каплей, переполнившей чашу терпения. Очевидно, что именно это ощущение власти, из-за страха за своих близких, позволяет людям в погонах вытирать ноги о посетителей СИЗО.

Вопрос к сообществу. Помогите в комментах юридической консультацией:

Законы ли действия этих двух сотрудниц?

Какие существуют алгоритмы привлечения таких сотрудниц к ответственности?

На основании какого закона функционирует прием/передача посылок для заключенных? (Я нашел только МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ПРИКАЗ от 14 октября 2005 года N 189) . Он еще в силе? http://www.prison.org/NPA/doc002.shtml