«Уважаемая редакция, наша семья коренных симбирян в течение многих лет является постоянным посетителем Ульяновской филармонии. Мы детей и внуков приобщили к музыкальной культуре именно здесь, посещая концерты разнопланового репертуара. Много лет стояла проблема отсутствия у филармонии своего большого концертного зала. И вот, наконец, появилась надежда. Идут разговоры о слиянии филармонии с Ленинским мемориалом. Насколько это правда, и когда такое слияние произойдет?
Семья Боровковых»
Идея объединения двух этих учреждений культуры действительно обсуждается, взвешиваются все «за» и «против». Мы пригласили в редакцию двух самых заинтересованных в этом вопросе руководителей: директора областной филармонии, заслуженного артиста России Валерия Уткина и генерального директора Ленинского мемориала Эдуарда Шабалина.
Музыка – универсальный язык человечества
– Мне всегда казалось, что тема оптимизации и реорганизации, -сказал Валерий Николаевич Уткин, – буквально «висит в воздухе». Конкретно филармонии это вроде бы и не касалось, но в какой-то момент я узнал, что есть такое предложение, что было бы неплохо, если бы концертный зал мем-центра принадлежал филармонии. Это было еще тогда, когда все концерты вела филармония, даже было распоряжение руководства области о том, что филармония является монополистом. Но не надо забывать, что при социализме все было очень строго регламентировано, а зал мемориала планировалось отдать филармонии, чтобы поднять ее статус. Но сделать это было невозможно по той причине, что обсуждаемые объекты находились в разных формах собственности.
Сейчас такое стало возможным, и я сначала обрадовался, но потом, когда мы проанализировали ситуацию в деталях, получилось не так радужно. У нас в штате – 300 человек, в мемцентре – столько же. Создается тяжело управляемый «монстр». Задумка в том, что бухгалтерия будет одна, и директор будет один. А на самом деле сегодня не актуально для филармонии проводить эстрадные концерты, потому что у нас есть возможность развивать свое филармоническое искусство, есть целый ряд технологий, когда симфонический оркестр начинает в полноценную нагрузку работать, он может нормально существовать, создавать вокруг себя свою культурную среду. Зал, повторю, так и остается за ним. Им большой зал нужен один-два раза в год. Там налажена работа, есть контакты, есть свое творческое поле. Мне туда вмешиваться не надо. Как и бессмысленно конкурировать с людьми, которые сегодня взяли «под себя» большую эстраду. У нас сейчас есть возможность свои коллективы развивать в условиях автономного учреждения.
Эстрада полностью себя окупает, а филармоническая деятельность -всегда на попечении у государства. У нас в стране существует идеальный пример – Екатеринбургская филармония, лучшая филармония в стране. Директор ее в этом году получил за работу Государственную премию. В чем его заслуга? В каждом городе Свердловской области есть филиал филармонии. Их симфонический оркестр играет более ста концертов в год. Они сами зарабатывают 100 миллионов, и еще 150 миллионов им дает государство. У них бюджет – 250 миллионов в год! У нас же – смешно сказать – 40. Но мы не жалуемся, они 20 лет к этому шли. Я ездил в Свердловск учиться. Есть на кого равняться.
Наша задача – прививать людям музыкальную культуру высокого уровня, а не собирать их на дорогие концерты заезжих гастролеров. Но если серьезно говорить, то эта установка сегодня немного устарела. В прошлые времена она была поддержана государством, а сейчас государство нас убеждает в том, что мы можем зарабатывать сами. Филармоническое искусство тоже очень близко к бизнесу, просто мы еще не умеем правильно работать. Но собираемся открывать отдел маркетинга. Мы – не благотворительное учреждение, но есть два рода деятельности: первое – просветительское, которое сегодня отсутствует, второе – чисто филармоническое. Но просветительскую роль с нас никто не снимал! Мы сейчас работаем с 60 школами и таким же количеством детских садов, – подобного нет нигде в России. К нам приезжают за опытом, чтоб посмотреть, как учить подрастающее поколение, наших будущих слушателей. Мы работаем с высшими и средними учебными учреждениями, и мы сами, в первую очередь, с себя эту просветительскую часть работы не снимаем.
Это трудная работа, с эстрадой работать легче, а у нас сложность в том, что мы должны создавать соответствующую среду вокруг себя. Для примера давайте сравним: в Европе самые дорогие, самые популярные концерты – симфонические. Их считают престижными, на них люди идут, причисляя себя к ценителям классического искусства. А в Америке, например, слушателей на этих концертах называют «серебряные головы» – они пенсионеры, носители старых культурных традиций. Так же и у нас – на концерты ходят те, кто получил достаточную музыкальную информированность. А молодежь приобщается к этому с трудом, и мы прилагаем массу усилий даже со слушателями нашей «школьной филармонии». Но это наша обязательная часть просветительской работы.
Мы с ансамблем были в Англии. Среди музыкантов бытует мнение, что самый требовательный экзаменатор для профессиональных музыкантов – английская публика. Так оно и есть. Мы очень волновались перед концертом. Но напрасны были наши опасения – люди с таким пониманием отнеслись к нашему выступлению, а уж когда мы исполнили несколько шуточных произведений, господа во фраках и дамы в мехах притопывали ногами, аплодировали и искренне радовались полученному удовольствию.
Мы сейчас обслуживаем всю область, у нас неимоверное количество выездов по области: 40 концертов запланировано у духового оркестра, 70 – у оркестра народных инструментов. Но есть утраченные направления. До войны были в России маленькие духовые оркестры. Есть желание возродить эту ветвь народной культуры. Есть много планов улучшения и расширения границ нашей работы. И это позволит нам уменьшить финансовую помощь из бюджета, а заработанные средства пустить на дальнейшее развитие. В данной ситуации «реструктуризация» или «оптимизация» пользы делу не принесут.
Искусство вечно, но голод – не тетка
По мнению Эдуарда Сергеевича Шабалина, инициатива объединения Ульяновской областной филармонии и Ленинского мемориала получила неоднозначный резонанс среди ветеранов обоих организаций.
– Здесь есть доля оптимизации, но эта оптимизация идет не в ущерб деятельности учреждений, – считает Шабалин. – Мы понимаем под словом «оптимизация» сокращение рабочих мест, увеличение нагрузки на сотрудников, уменьшение койко-мест в больницах… Поэтому есть определенное мнение у людей с позиции непонимания.
В данном случае штаты и той, и другой организации сохраняются полностью, нагрузки на этих людей не меняются. Это – плюс, но у каждой организации, в течение всего времени работы, есть и свои минусы. У филармонии, как у организации-владельца нескольких оркестров и более мелких творческих коллективов, никогда не было своего зала, чтоб давать полноценные концерты и зарабатывать деньги на свое жизнеобеспечение. У филармонии – зал на 300-400 мест, где хороший полномасштабный концерт не сделаешь. Сцена крохотная, подходящая для выступлений небольших, камерных коллективов. А у Ленинского мемориала при наличии такой замечательной площадки, таких возможностей, особенно по площадям имущественного комплекса, представьте, не было никогда творческих коллективов. Это был общественно-политический центр. Сейчас он имеет статус областного учреждения культуры, а сам культурной составляющей не производит. Мы предоставляем площади для мероприятий, обслуживаем их, но сами не создаем культурный продукт. У нас нет режиссеров, постановщиков, артистов, музыкантов, т.е. имеем полностью эксплуатационный штат. Мы обслуживаем территорию Ленинского мемориала – моем, чистим, вывозим мусор, а также привлекаем коллективы «со стороны», работая с ними в качестве хозяйствующего субъекта. Поэтому и возникла проблема: для того, чтобы обеспечить филармонию имущественным комплексом в виде большого концертного и еще нескольких малых залов, а Ленинский мемориал наделить культурно-художественной составляющей, – объединить эти организации и создать областную концертно-филармоническую дирекцию или управление. Названия у них сливаются -это будет не филармония, но уже и не Ленинский мемориал. Музей Ленина в мемориале – это бренд города, это неприкосновенно. Он будет выведен отдельно как ОГУК «Ленинский мемориал» и продолжит свою деятельность как музей. Это дает возможность перехода новому учреждению в статус автономного как для филармонии, так и для мемориала. Открываются новые границы и возможности для дальнейшего развития.
Цели и задачи у нас будут объединенными. Причем это не произойдет завтра по команде. Все необходимо тщательно продумать и организовать. Людей, т.е. зрителей, надо возвращать к настоящей культуре. Почему в школах отменили музыкальные абонементы? Я могу сказать про свое детство. В 70-е годы для нас, учащихся музыкальных школ, эти посещения были просто обязательны, и зал был полным. И культура, пусть даже в какой-то части навязываемая, давала свои хорошие плоды. А когда у нас в течение 18 лет об этой стороне воспитания не вспоминали, мы встали на грань появления темной, безграмотной массы, которая будет воспитываться в кабаках, ресторанах, в лучшем случае – на футбольных матчах. Мы в свое время упустили эту нить, она ушла, ее надо восстанавливать. И вот это объединение – первый шаг вперед по организации полноценной сферы культурных услуг.
Безусловно, сегодня очень сложно слить две эти организации, два живых коллектива, которые никогда не работали вместе, причем разноплановые организации. Это будет тяжело. Но делать необходимо. Сегодня тщательно взвешиваются все нюансы, раскладываются на чаши весов все плюсы и минусы, главное – объединить ресурсы и отладить полноценную творческую работу для города и для народа. Я считаю данную инициативу положительной.
От редакции. Перед вами – два мнения, два подхода к одной очень серьезной проблеме. Главное, что в этой ситуации никто не собирается «рубить с плеча». И заинтересованные стороны, и руководители такой тонкой и деликатной отрасли, как культура, ищут оптимальные пути ее решения. А пока суть да дело, Ульяновская областная филармония свою концертно-просветительскую деятельность сворачивать не собирается, и Большой зал Ленинского мемориала не пустует. Оба этих очага культуры по-прежнему несут людям доброе и вечное искусство, и здесь главное – помочь и не навредить.