Рембрандт ван Рейн и Аркадий Пластов – художники. Они жили в разные эпохи, в разных странах, у каждого было свое направление в искусстве. Что общего в их творчестве? На этот вопрос отвечает экспозиция в Музее современного изобразительного искусства имени А.А.Пластова.
В коллекции «Отображение бытия в графике Рембрандта и Пластова» представлены рисунки-репродукции двух мастеров кисти, которые отбирал внук Аркадия Пластова – Николай Пластов. «В чем общность данных произведений и зачем понадобилось проводить параллели?» — спросили мы у директора музея Елены Сергеевой.
— Своими проектами мы пытаемся разрушить устоявшийся и неверный стереотип о том, что Пластов воспевал исключительно советский образ жизни и деревню. Он действительно много писал на эти темы, но это отнюдь не все, на что способен Аркадий Пластов. Несколько предыдущих выставок показали – художник актуален в любой тематике. На экспозиции «Кошка гуляет сама по себе» мы увидели в числе работ мастеров прошлого и современного прекрасный портрет внука Пластова с кошкой на коленях, «Итальянские впечатления» поразили всех страстью мастера кисти к далекой Италии. Музей экспонировал также яркие цветочные и фруктовые натюрморты. И в жанре «ню» работы Пластова занимают свою нишу. Нынешняя выставка – удачная попытка сравнить голландского художника Рембрандта и русского живописца Аркадия Пластова в рисунке. Первый жил с 1606 по 1669 годы, второй с 1893 по 1972 годы. Оба живописца обращались в творчестве к рисунку как к наброску перед написанием картины и как к самостоятельному произведению. Рембрандт знаменит как живописец и гравер, его рисунки мало известны. Пластов практически никогда не демонстрировал свои рисунки. Привлекает в работах мастеров законченность и отточенность, умение в малой форме выразить большой смысл и философское представление объекта. И тот, и другой предпочитали портрет, жанровые и анималистические зарисовки, редко пейзажи. В человеке старались передать его типичный образ и принадлежность к сословию – бюргеры или старики из бедных кварталов Амстердама у Рембрандта, четыре поколения жителей Прислонихи у Пластова. Они создали энциклопедию человеческого бытия. Художники внимательно относились и к изображению животных. Рисунки братьев меньших представляют собой рассказ, где зафиксированы различные повадки и ракурсы. На рисунках с жанровыми сценами ярко выражен мотив будущей картины. Таким образом, именно рисунки выступают объединяющей линией в творчестве Рембрандта и Аркадия Пластова.
В открытии новой экспозиции по традиции приняли участие студенты актерского отделения факультета культуры и искусства УлГУ. Они показали сценки из деревенской жизни Прислонихи – родины Пластова.