Предметом судебного разбирательства стала буква «Е». Точнее, ее гранитное изваяние.

Художник Александр Зинин обратился в Ленинский районный суд с иском к мэрии Ульяновска о взыскании компенсации за нарушение исключительного права на проект памятника. В размере одного миллиона рублей.

История появления, пожалуй, самого неоднозначного в городе памятника (на долю этого проекта выпало немало критики, но ни одно изваяние в городе не пользуется такой популярностью у приезжих), скорее всего, беспрецедентна. Дело в том, что мэрия и автор проекта не заключили договора. Соответственно Зинин не получил гонорара за свой труд. Но официально потребовал его только четыре года спустя. Мэрия художнику отказала.

Кандидат юридических наук Игорь Цветков, профессионально занимающийся вопросами авторского права и представлявший Зинина в суде, говорит, что доказать права истца на проект памятника было относительно несложно. Есть документы с указанием авторства Александра Зинина и много публикаций в СМИ, подтверждающих факт авторства.

25 ноября Ленинский районный суд подтвердил, что именно Зинин является автором памятного знака букве «Ё», однако в компенсации художнику отказал. На том основании, что срок исковой давности истек в прошлом году.

Тем не менее судом Зинину назначена компенсация морального вреда, причиненного ему искажением его первоначального замысла. Напомним, что идея увековечить букву, введенную в употребление нашим земляком Николаем Карамзиным, возникла у ульяновских историков еще в 1997 году. Победителем конкурса на создание проекта памятника стал художник Александр Зинин. По его задумке это была гранитная стела с вдавленной буквой «Ё» – копией литеры, напечатанной в слове «слёзы» в альманахе «Аониды», который издавал Карамзин. К назначенному сроку художник не получил заказанный красный гранит, а поскольку памятник хотели открыть непременно 4 сентября 2005 года, образ «Ё» первоначально воплотился фактически на могильной плите – по черному граниту белой краской. Несколько месяцев спустя это сооружение заменило нынешнее изваяние, но сама задумка, по мнению ее автора, была скомпрометирована, поскольку ассоциация с надгробием в восприятии памятника закрепилась.

Четыре года спустя суд признал, что вся эта история причинила Зинину моральные страдания, и обязал мэрию выплатить ему компенсацию в размере десяти тысяч рублей. Но авторство, которое Зинин оценил в миллион рублей, так и осталось неоплаченным.

Как пояснил Игорь Цветков, сумма в миллион родилась в том числе и из изучения документов о стоимости памятников, установленных в последнее время в городе.

– Несмотря на то, что юристами мэрии представлено крайне мало таких документов, из них можно все-таки установить, что размер авторских гонораров в таких случаях составляет обычно суммы со многими нулями, — говорит Цветков. – По крайней мере, требуемые истцом пятьсот тысяч рублей (удвоенные, как того требует Гражданский кодекс при принудительном взыскании авторского гонорара) на фоне этих сумм казались вполне разумными цифрами. Решение суда нас не устроило, и мы будем обжаловать его в вышестоящие инстанции.

Как выяснилось, мэрия тоже собирается обжаловать решение суда Ленинского района, поскольку считает, что компенсация морального вреда в десять тысяч рублей была назначена несправедливо.

Татьяна ЗАХАРЫЧЕВА