От условий, в которых приходится жить сотрудницам одной из ульяновских психиатрических больниц, вполне можно сойти сума. Когда-то, давным-давно в общежития превратили несколько складов. Обещали, что временно, а оказалось – на 30 лет. Сейчас помещения опасны для жизни, обитателей пытаются выселить, но ничего не предлагают взамен. Возможности дать десятки новых квартир нет ни у самой больницы, ни у города.

Сотрудницы ульяновской психиатрической больницы демонстративно разрушают здание, в котором живут. Но, в отличие от своих пациентов, они не страдают нервными расстройствами. Врачи говорят, что им просто нечего терять.

Строение, которому больше века, разваливается на части и без помощи этих женщин. Долгое время это был склад утильсырья. А 30 лет назад сюда стали временно селить работников больницы, стоящих в очереди на жильё. Временные обитатели склада так и живут здесь до сих пор. Кирпичный фундамент превращается в пыль, а надежды на переселение – в несбыточную мечту.

Один туалет на шесть семей, ветхая электропроводка и дырявая крыша, но даже этого жилья люди могут лишиться и в ближайшее время оказаться на улице. Руководство больницы, на балансе которой находится склад, выдало жильцам предписание освободить помещение.

Регистрация у обитателей дома есть, но по документам это склад. А значит, жить здесь нельзя. Кроме этого, здание признано аварийным и пригодным только для сноса.

Надежда Клыкова: “Нам предлагать-то предлагают, чтобы освободили мы помещение. Мы бы с удовольствием, если бы нам какое-то жильё дали. Мы не требуем роскошных и новых каких-то помещений, новых квартир. Но чтобы хотя бы с удобствами, элементарные чтобы удобства были”.

Очередь на получение жилья, в которой стояла Надежда Васильевна и все её соседи ещё в советское время, куда-то испарилась. Бюджет больницы не рассчитан на покупку квартир для сотрудников, а мэрия Ульяновска взять на баланс ветхий склад не захотела. Кого просить о помощи, жильцы не знают.

Ольга Панфёрова: “Мы вот с соседкой постоянно ходим. Ответ везде один. То есть, мы пытались, как начиная с низов, с главного врача и дальше, ответ один – нет”.

Предписание о выселении людей со склада – дело рук главного врача больницы имени Карамзина. Если склад рухнет, и пострадают люди – отвечать придётся именно ему. Проблема досталась главному врачу в наследство от бывших руководителей больницы. И выселение людей, по его словам, это хоть какая-то попытка найти решение.

Франц Пионтковский, главный врач областной клинической психиатрической больницы имени Карамзина: “Люди имеют там не совсем понятную прописку, не платят за коммунальные услуги. Просто наша задача узаконить, упорядочить наши отношения. Мы не преследуем цели выселить людей на улицу или что-то такое. Наоборот, как это ни парадоксально, мы действуем, я считаю, в их интересах”.

У больницы подобных складов пять, и в каждом живут люди. Даже в библиотеке медицинского заведения есть жильцы. Часть строений – на грани обрушения из-за ветхости, более крепкие здания находятся в зоне оползня и могут провалиться в овраг.

Андрей Матвеев, начальник службы безопасности больницы имени Карамзина: “Оползни, как вы знаете, в Ульяновске бывают такие, что за раз может захватить даже не пять метров, а метров двадцать территории. То есть, так же здание может в любой момент улететь в овраг”.

Срочно расселить нужно 46 семей. Для этого необходимо более ста квартир. Такого количества свободного жилья у городских властей нет. Решать проблемы живых людей в нежилых помещениях никто не спешит. И только руководство больницы, для которого аварийные здания, как дамоклов меч, который рано или поздно упадёт на голову, готово на решительные меры. Выселить людей, чтобы спасти им жизнь, а себя – от уголовной ответственности.

Анна Баранова, заместитель прокурора Железнодорожного района города Ульяновска: “Действия главного врача, в данном случае, представляются необходимыми, потому что данные помещения явно являются аварийными. И необходимо, прежде всего, решать вопрос о переселении граждан”.

Сейчас в ситуации пытается разобраться районная прокуратура, куда с жалобой обратились обитатели больничных складов. Но независимо от того, какое решение будет принято, говорят жильцы, уходить из этих зданий им совершенно некуда.

Виктор Аверин