Не так давно Президентом Российской Федерации проблема коррупции обозначена как национальное бедствие, препятствующее прогрессивному развитию страны. Как водится, тут же обозначились и главные борцы с общенациональной бедой. Зазвучали пламенные речи руководителей Единой России о необходимости борьбы со страшным злом, о противодействии и профилактике, о роли партии как передового эшелона в этом процессе и т.д. ит.п.

На уровне регионов тема также была подхвачена и развита порой в самых причудливых вариантах. Конечно, не осталось в стороне и руководство нашей области, которое в части инициатив сверху всегда держит нос по ветру. Наш губернатор приказал срочно выявить и опубликовать наиболее коррупциогенные должности в правительстве региона, куда показательно включил даже себя. Дальше больше. Впервые в России в Ульяновской области была введена должность уполномоченного по противодействию коррупции. Тема долго гремела в придворных областных СМИ, но «прогиб» губернатора на федеральном уровне похоже не заметили.

Что последовало за этим? Интерес к процессу «непримиримой борьбы», а точнее, к имитации бурной деятельности в этом направлении, в области постепенно затух. Благо появилась новая тема для пиара – модернизация. Какие там взятки, какие откаты и злоупотребления когда на кону полеты на Марс, летающие тарелки, струнные трамваи, перспективы технологических прорывов во всех сферах и, главное, заметный интерес к этому самого Президента страны!

На заднем плане оказались факты увода бюджетных средств в афере с «Линкором» и «Ремснабом», серые схемы с распределением земельных участков в центре Ульяновска, распоряжение государственной собственностью региона в интересах определенных иногородних бизнес структур и местных фаворитов. Государственные закупки для областных и муниципальных нужд, осуществляющиеся втридорога, тоже не нашли должного отражения в победных реляциях руководства области, так же как и «помещение» в СИЗО ближайших соратников губернатора, членов регионального политсовета ЕР. Вновь назначенный специальный уполномоченный попытался, было найти коррупциогенные факторы в одном законопроекте, внесенном в Законодательное Собрание, но его быстро «убедили» сосредоточиться на «методиках оценки коррупции» и «формировании нетерпимости к фактам коррупции на уровне общественности региона».

Оказалось, что реальная борьба с коррупцией чаще всего оборачивается против самих членов ЕР, причем не самых рядовых. В этой связи не осталось в стороне и депутатское большинство ЕР в парламенте региона.

Президентом страны в качестве одной из ключевых мер по борьбе с коррупцией, обозначена необходимость усиления общественного контроля за деятельностью исполнительной власти. Важным элементом этого процесса, по мнению Президента страны, является усиление контрольных функций парламентов всех уровней. В этой связи на последнем заседании Законодательного Собрания Ульяновской области был вынесен проект закона «О депутатском расследовании Законодательного Собрания Ульяновской области», подготовленный группой депутатов (Алексейчик, Кругликов, Куринный). Именно парламентские расследования по наиболее важным вопросам жизни общества и фактам злоупотреблений представителей власти давно зарекомендовали себя как эффективный и системный способ борьбы с коррупцией в большинстве современных стран.

Проектом закона предлагалось дать право Законодательному Собранию создавать комиссии из состава депутатов для публичного расследования фактов незаконного распоряжения бюджетными средствами и собственностью Ульяновской области, фактов массового нарушения прав человека и фактов возникновения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории Ульяновской области. Закон, в случае его принятия, давал право депутатской комиссии проводить открытые заседания по указанным фактам, запрашивать соответствующие документы, публично заслушивать и получать письменные объяснения от соответствующих должностных лиц. По результатам расследования должен был формироваться публичный доклад с оценкой причин, приведших к возникновению неблагоприятных последствий, с конкретными предложениями по недопущению подобных фактов в будущем и привлечению к ответственности виновных должностных лиц. Сразу были приведены примеры фактов, по которым может быть инициировано депутатское расследование – закупка всем известного ангиографа для нужд областного здравоохранения по вдвое завышенной цене, случаи «неэффективного» использования государственной собственности за последние два года, приведшие к потерям областного бюджета на сотни миллионов рублей. Надо отметить, что предложенный проект закона в нарушение регламента больше полугода до этого не выносился на обсуждение по надуманным причинам. Под давлением авторов законопроект был все же вынесен на заседание областного парламента. Не имея никаких объективных возражений в отношении концепции самого закона единороссовское большинство тупо проголосовало ПРОТИВ. Основное объяснение для себя и окружающих наши медведи сформулировали так: «А вдруг оппозиция воспользуется!». Остается только догадываться чего так боится ульяновское руководство Единой России. Даже имея подавляющее большинство в Законодательном Собрании и, следовательно, возможность заблокировать саму инициативу возбуждения расследования, депутаты-единороссы предпочли завалить потенциально «опасный» для себя законопроект.

Не хочется повторяться, но произошедшее еще раз подтвердило, что законодательная власть на уровне нашего региона деградировала до уровня безвольного придатка к исполнительной власти. В выстроенной вертикали ничего не происходит во вред тем, кто эту вертикаль образует. Борьба с коррупцией в условиях тотального преобладания одной политической силы поэтому и не может быть эффективной, превращаясь в лучшем случае в очередную пиар-кампанию.

На словах руководство регионального отделения Единой России готово бороться с коррупцией и искоренять её, а на деле же коррупция есть основа существования многих ее членов.

Алексей КУРИННЫЙ, депутат Законодательного Собрания Ульяновской области.