Сергей Гогин (Ульяновск), Андрей Шарый
В Ульяновске отметили новый праздник – День государственного, гражданского и муниципального служащего, учрежденный в прошлом году постановлением губернатора области Сергея Морозова. Как сказано в документе, “в целях повышения престижа государственной и муниципальной службы”. В народе праздник прозвали Днем чиновника.
Выбор даты приурочен к историческому факту. Когда-то давно в Симбирске (так раньше назывался Ульяновск) жил скромный канцелярский чиновник Михаил Лебедев, такой симбирский Акакий Акакиевич. Он служил в различных присутственных местах, вел полунищенское существование, но за пятьдесят лет службы скопил 60 тысяч рублей. В 1893 году он пожертвовал городу всю эту сумму и в придачу собственный дом – для организации в Симбирске ремесленного училища для детей-сирот. 9 декабря того же года император Александр III присвоил коллежскому асессору Лебедеву звание почётного гражданина Симбирска “за пожертвование без остатка для себя дома с садом и капитала”. Учебное заведение для сирот торжественно открылось через два года, а чиновник-благотворитель по указу Его Императорского Величества был награжден орденом Святой Анны второй степени.
То, что День ульяновского чиновника совпал со Всемирным днем борьбы с коррупцией, очевидно, чистая случайность. В любом случае, простые жители Ульяновска о корпоративном празднике местных бюрократов знают мало. Люди говорят, что власть живет сама по себе, а народ – сам по себе. Недавний опрос, проведенный социологическим центром “Регион” Ульяновского госуниверситета, показал, что молодые ульяновцы недовольны государством: они считают, что чиновники в первую очередь заботятся о себе, а проблемы молодежи для них не являются приоритетными. И вряд ли чиновничий корпоратив способен развеять этот негативный имидж.
Поскольку губернатора Сергея Морозова пока нет в городе, основная программа празднования перенесена на 14 декабря. И все же два мероприятия состоялись. В кинотеатре “Художественный” чиновники ульяновской мэрии поздравляли друг друга с праздником, дарили цветы и скромные сувениры. Двое молодых сотрудников были официально приняты в профессиональный цех: они дали торжественную клятву чиновника, пообещав не брать взяток. Мероприятие закончилось коллективным просмотром американской комедии “Так себе каникулы” с Робином Уильямсом и Джоном Траволтой. А еще чиновники областного правительства поиграли в “Что? Где? Когда?”. Каждое министерство выставило команду знатоков. Организаторы турнира уверяют, что игра поможет выработать у чиновников командный дух и способность принимать быстрые и качественные управленческие решения.
Способны ли праздники вроде Дня государственного гражданского и муниципального служащего, повысить престиж государственной службы и доверие народа к власти? В эфире Радио Свобода об этом размышлял директор социологического “Левада-центра” Лев Гудков:
– Получилось совершенно замечательное лицемерие. Мне кажется, по стилистике мы возвращаемся в позднее брежневское время, когда власть ведет себя одним образом, люди – другим образом, а то, что думают люди о власти, ее мало интересует. Между тем, отношение к чиновникам за последние 12-13 лет постоянно ухудшается. Региональные власти по уровню популярности и оценке их деятельности стоят примерно на той же ступеньке, что и милиция. Ниже – только политические партии и профсоюзы. Отношение к ним – как к абсолютно замкнутой корпорации, эгоистичной, руководствующейся только своими собственными интересами. Жадной, коррумпированной и плюющей на людей. Лишь очень небольшая часть общества – в основном, люди, включенные в административные связи и отношения, либо пожилые и малообразованные – оценивают местную власть, чиновничество более-менее позитивно.
– В самом стремлении повысить престиж государственной службы нет ничего плохого. Но почему у нас все так по-советски получается?
– Нынешние власти лишены какого-то воображения и обратной связи. Они оторвались от общества и плохо представляют его реакцию. Либо им действительно все равно, что о них думают. Эти ритуалы похожи на корпоративные вечеринки. Представители власти довольно цинично относятся к людям, предполагая, что ими можно манипулировать. Причина в том, что они никак не зависят от мнения граждан – власть фактически не избирается и никак не контролируется.
– Социология дает ответ на то, чем такой отрыв чиновников от населения грозит России?
– Рано или поздно все закончится сбоем в системе управления. И вся эта система начнет разваливаться, как это было в конце 1980-х годов.
– Конец будет таким же неожиданным и быстрым?
– Да, поскольку каналы мобильности наверх становятся все более закрытыми, власть теряет представление о том, что происходит на самом деле. И ею все происходящее будет восприниматься как просто обвал.
Иванов
Уважаемые авторы, вы, полагаю, понимаете, что 90-х уже не вернуть, какие бы мифы сатаровский Левада-центр ни старался рождать о том времени всеобщей свободы и о.уенных прав для всех россиян быть нищими, но свободными. Авгиевы конюшни 90-х придется чистить еще лет 40. Вы так упорно добавляете работы, что даже удивительно: все же существуют вечные люди, готовые продать что угодно за чечевичную похлебку. Даже если эта похлебка называется декларация прав и свобод человека. Реальное положение вещей в мире роли для этих вечных людей не играет. В ЕС чиновников на душу населения приходится гораздо больше, они обходятся налогоплательщкам гораздо дороже, и взятки берут несоизмеримо большие с росссийсими мелкими клерками. Олигархи российские, как впрочем, все олихархи мира, взяток не дают, они просто покупают, что им хочется. Например, вечных людей продающих первородство за чечевичную похлебку.
!
нет вы не иванов, а минимум какой-нибудь эдвардс!
Иванов
А максимум?