В статье «Дым Отечества» («Ульяновск сегодня» от 13.11.09 г.) ее автор В. Янушевский говорит о необходимости переосмысления нашего исторического и культурного опыта, о «переоценке ценностей и в области русской словесности».
Невозможно не согласиться с тем, что сегодня, когда спали идеологические шоры, «дым Отечества» нам особенно сладок, мы как бы снова обретаем
свои национальные святыни, в числе которых и великий роман «Обломов» И. А. Гончарова. Но в случае с «Обломовым» более уместно, пожалуй, говорить не о переосмыслении, а о возвращении наших культурных ценностей из ссылки, в какую отправила их идеология.
Усилиями революционно-демократической, а затем и советской критики И.И. Обломов был сведен к пошлой обломовщине, к дивану и барской лености. В то время как в литературной критике всегда высказывались и другие, более глубокие и весомые мнения об этом удивительном романе Гончарова, достаточно назвать имена А.В. Дружинина, Д.С. Мережковского, И.Ф. Анненского, В.А. Недзвецкого.
Они увидели в гончаровском романе «нашу Илиаду», в которой обломовские диван и халат олицетворяли домашний уют, обломовский рай, а пародийная лень представляла собой оригинальную форму протеста. Этот взгляд на Обломова, отринутый на родине, пробился в середине прошлого века в штольцевской Европе – и помогает нам вспомнить настоящий облик Обломо-ва. Сегодня мы все больше осознаем, что Обломов – это в первую очередь великий мечтатель, рыцарь из «мира грез», созданного, по словам Гончарова, его «волка-ническим воображением», но этим же обреченный на одиночество в прагматическом «деловом» мире, где ему нет места. И он находит свое призвание в том, чтобы стать на страже покоя, становится мягкой подушкой, на которой всегда может преклонить голову утомленный делами Штольц. Становится великим утешителем штольцев, их необходимым дополнением.
Можно только поддержать предложение установить памятник Обломову в Ульяновске. Обломов – это, конечно же, лучшая «медийная фигура», какую можно придумать для нашего города, а гончаровские-обломовские места – его родные пенаты. Эта идея давно носится в воздухе, и вот наконец-то сформулирована публично. Но вот каким будет этот памятник? Мы смотрим сегодня на Обломова другими глазами, и это, наверное, должно найти отражение в его скульптуре.
Впервые новый взгляд на Обломова явился нам в фильме Н. Михалкова «Несколько дней из жизни И.И. Обломова». Чем же поразил нас этот новый Обломов в исполнении О. Табакова? Тем, что это был не «старый» хрестоматийный Обломов из начала романа, где он в халате, и к которому мы так привыкли. Это был Обломов из второй части романа, одухотворенный любовью к Ольге Ильинской, Обломов, вставший с дивана, скинувший халат и надевший сюртук. Вот такой Обломов, в сюртуке и с веткой сирени в руке -скромным подарком Ильинской, – должен вернуться в родной город после долгих лет странствий на чужбине.
Виктор Каменев