Ульяновск сильно отличается от других волжских городов: Самары, Казани, Нижнего Новгорода. И в первую очередь тем, что правый берег города у нас сложен «коварной» породой – темно-серыми сланцеватыми глинами. Когда они сухие, беспокоиться не о чем. Глины представляют собой надежное основание. Но стоит выпасть осадкам, и глинам намокнуть, как они становятся пластичными. Эта порода может течь, как поток воды.

Когда возводили мемориальную зону, линия запрещенного строительства (за ней возводить какие-либо здания категорически воспрещалось) проходила практически по Венцу. Но более чем за 30 лет здесь произошли необратимые изменения. Сейчас эта линия захватывает восточную часть Мемцентра, почти надвое пересекает педуниверситет и Дворец книги, обходит позади Краеведческий музей и сельхозакадемию и уходит к зданию госпиталя ветеранов войны.

Есть такое понятие – предельное равновесие склона. Если этот показатель меньше единицы, для разрушения хватит малейшей провокации, «гора» обречена. А у волжского берега, по мнению известного геолога Мирошникова, он приблизительно равен 0,99.

Особенно крупных оползневых явлений следует ждать на Волжском склоне у северной части города, где берег не имеет защиты от волнобоя на Куйбышевском водохранилище», – писал в книге «Оползни Ульяновска и опыт борьбы с ними» доктор геолого-минералогических наук Игорь Рогозин еще в 1961 году. К сожалению, его слова могут оправдаться в любой момент.

Хотя и построено теперь берегоукрепление из тетраподов (бетонных блоков) протяженностью чуть более одного километра на участке между улицами Юности и Тухачевского, но одной этой защиты не достаточно для того, чтобы его уберечь. В створе улицы Тухачевского за 40 лет тетраподы сместились на 50 метров. Это говорит о том, что Волжский склон продолжает «ползти», и сейчас он на 80 процентов состоит из оползней. Такая тревожная ситуация складывается из-за отсутствия противооползневых сооружений, которые бы укрепляли сам склон. На фотографиях прекрасно видно, как ползет берег, и кругом «земля» раскидана.

Оползень – смерть городу

В черте города Ульяновска единый сплошной 24-километровый оползень, рано или поздно он свалится в Волгу, это неизбежно. Оползень снесет на своем пути все, и в том числе снесет старый мост. И этот оползень обязательно будет наносить огромные потери людям, никаких иллюзий здесь быть не может, тем людям, которые живут на этом берегу.

По оценкам экспертов, где-то около 1900 гектаров земли подвержены оползням волжских склонов только в черте Ульяновска.

От бровки оползневого склона до уреза воды в Волге около 700 метров. Бровка приблизилась к зданиям, к строениям. Вот в этом месте, прямо почти непосредственно у бровки оказался гарнизонный госпиталь, Училище связи, бывшее, теперь филиал Академии, сооружения “Водоканала”, 20-тысячный резервуар. Все это находится под этим оползнем.

Ниже них у самой волги, активность оползней можно и сейчас наблюдать.

В зону поражения оползня, и его последствий попадает правобережная часть города, здесь находится в пределах 450 тысяч населения. И как раз наши водозаборы в правобережной части находятся в оползневой зоне.

Если оползни все сносят, не дай Бог? «Смерть» канализации – полгорода. А если нет воды, то канализация отключается.

Как жить без канализации? Никак, без нее, собственно говоря, город не сможет функционировать, возможны угрозы инфекционных заболеваний.

В итоге нужно будет выселять, эвакуировать полмиллиона человек.

Кстати, оползни, как и другие природные явления, имеют свою цикличность. Как правило, они происходят раз в 10-12 лет и 50-55 лет. Арифметика несложная: получается, что в ближайшие годы волжский склон вновь «оживет».

Историческая справка

Первый серьезный оползень произошел в Симбирске в 1902 году. Тогда в Волгу сползло свыше 300 тысяч кубометров грунта. Сильно пострадали некоторые городские строения, а также железнодорожное полотно. Спустя два года, оползень вновь дал о себе знать: разрушил пристанскую ветвь так, что пришлось отказаться от восстановления ее северной части.

Ранее в 1865 г. оползень разрушил много домов в Симбирске. В 1915 году Симбирская гора «поплыла» в очередной раз. Подвижка грунта зарегистрирована на площади 1 миллион квадратных метров! Оползень разрушил подходы к строящемуся железнодорожному мосту через Волгу, частично повредил уже установленные конструкции.

Небывалую агрессивность оползни проявили во втором десятилетии прошлого столетия. Время от времени на волжском склоне можно было видеть удручающие картины: завалены землей кюветы, сдавлены водоотводные лотки, разрушены бетонные перепады, искривлены строения зданий.

Летом 1955 года в результате подвижки грунта на волжском косогоре пришлось на 30 часов прервать движение поездов. В 1979 году по этой же причине движение поездов прекращалось на четверо суток. Значительные подвижки грунта зарегистрированы в 1991 году.

Декабрь 2009 года – точка отсчета…

Строительные работы на волжском склоне продолжаются, на территории, которую арендует ООО «Ленинские горки» под реализацию своих амбициозных проектов, можно наблюдать последствия осенней активизации оползня. Красноречиво об этом горят фотографии. В районе областной филармонии, здания Сельхозакадемии, областного краеведческого музея асфальт «поехал», пошли трещины в зданиях, и наглядный пример, огромные рвы, провалы выше лыжных трасс «Ленинских горок».

Хочу задать вопрос лично Губернатору Ульяновской области С.И. Морозову, кто будет отвечать за катастрофические последствия, которые возникнут неизбежно при «сходе» очередного оползня на Волжском склоне в районе парка «Дружбы народов» и территории, арендуемой ООО «Ленинские горки».

Обращаюсь к областным чиновникам, ездить не на экскурсии в другие города, а прийти на склон бульвара Новый венец и посмотреть, что там происходит, как начали проявляться оползневые процессы.

В назидание, подборка фотографий.

Александр Брагин