Открытое обращение

к Губернатору Ульяновской области,

Главе Правительства Ульяновской области

Морозову С.И.

Уважаемый Сергей Иванович!

Вынужден обратиться к Вам подобным образом лишь только потому, что мое мнение, ранее мной Вам высказанное по нижеизложенной проблеме, услышано не было.

Речь идет о строительстве большой соборной мечети на перекрестке улиц 12-го Сентября и Минаева. Впервые я услышал об этой идее более месяца назад от Вас во время Вашего посещения строительной площадки Спасо-Вознесенского собора. Насколько Вы можете помнить, мою реакцию на такое решение областного руководства удивлением назвать трудно. Да и шоком назвать слишком мягко. Я убеждал Вас, просил не начинать подобного строительства рядом с возводимым православным собором. Я Вам откровенно сказал, что стану первым в многочисленном ряду противников этой лишенной всякого здравого смысла и логического оправдания затеи. На что получил многое объясняющий Ваш ответ: “Хорошо, что не Вы, батюшка, решаете эти вопросы”. Прошло время, и я был утешаем надеждой, что здравый смысл возобладал, и никакого подобного строительства рядом со Спасо-Вознесенским собором даже планироваться уже не будет. Однако, тщетны были мои ожидания.

Из средств массовой информации православное население области узнало, что строительство соборной мечети рядом со строящимся Спасо-Вознесенским собором все же будет осуществлено. И этот факт вынудил меня обратиться к Вам подобным образом – в личной беседе я услышан не был. Кроме всего прочего, на меня обрушилась лавина вопросов и негодующих обращений от православных жителей нашего города, да и людей далеких от веры, но не отрешающихся от судьбы нашего города, сводящихся к трем вопросам: “Зачем?”, “Почему?” и “Что делать?”. Не имея возможности ответить на них, адресую их Вам, так как именно Вы на мусульманском празднике курбан-байрам пообещали муфтию РДУМ Ульяновской области Савбяну Сулейманову решить вопрос о строительстве соборной мечети и определили ее будущее место расположение.

Но хочу и сам задать Вам несколько вопросов и выразить, на сей раз уже письменно, свои некоторые соображения.

Что подвигло Вас на решение построить мечеть рядом с православным собором (строящимся) и православным Всехсвятским храмом (действующим)? Почему выбрано было именно это место? Говорить о транспортной доступности его не приходится – к нашему храму по ул. Ульяновской подъехать и сейчас не возможно из-за потока машин по ул. 12-го сентября. Ежедневно при повороте к нам там сталкиваются автомобили – запросите статистику ДТП на этом месте. Когда будет собор – эта узкая дорожка останется единственным подъездом к нему. И строится развязка у моста через Свиягу в обозримом будущем не будет – а это единственый выход из положения. Ситуация и сейчас чрезвычайная. Что же будет если начнет действовать собор, а рядом появится еще и соборная мечеть?

К мнению православного священнослужителя Вы прислушаться не пожелали. Но простите – к чьему тогда мнению Вы прислушиваетесь, принимая столь серьезное и ответственное решение? Ведь речь идет не о строительстве магазина или жилого дома – их стройте где угодно, это не мое дело. Но речь идет о строительстве рядом с храмом, где я настоятельствую и рядом с собором, строительство которого я возглавляю, иноверческого культового здания! И это уже моя забота, моя головная, сердечная и душевная боль!

На обуждаемом месте к сегодняшнему дню складывается давно ожидаемый и необходмый в нашем городе православный архитектурно-иcторический центр. Здесь есть Всехсвятский храм, строится Спасо-Вознесенкий собор, рядом территория бывшего Покровского мужского монастыря (сквер им. И.Н. Ульянова), памятная Крестовоздвиженская часовня рядом с бывшей могилой небесного покровителя нашего града св. блаженного Андрея, мощи которого находятся здесь же, в храме во имя Всех Святых. Здесь же православный Покровский некрополь 18-20 веков с историческими захоронениями, в том числе и огромного числа православного духовенства. Здесь же и единственное сохранившееся здание Покровского монастыря с размещенными в нем детской воскресной школой, общедоступной православной библиотекой, молодежным братсвом во имя св. блаженного Андрея Симбирского и администрацией прихода. Здесь же, перед собором, планируется поставить памятник Блаженному Андрею, а с другой стороны от собора, на площадке на пересечении улиц Минаева и 12-го сентября, к 200-летию Отечественной войны 1812 года – памятник героям Симбирского ополчения той войны (этот вопрос мы тоже с Вами обсуждали). Скажите мне, может быть наивному православному ортодоксу, – где здесь может быть место для мусульманского молитвенного здания?! Зачем оно здесь? На каком основании и вследствии каких умозаключений можно даже предполагать его здесь появление?

Я не русский шовинист. Я рад, горд и счастлив, что в нашем многонациональном городе никогда не было резких проявлений вражды между населяющими его народами. Мы – россияне, все дети своей Родины.

Но национальность и веропринадлежность – это совершенно разные вещи. Православие и ислам – две совершенно разные религии. И глубочайшую ошибку совершает тот, кто говорит о едином для этих религий Боге. Нет! У православных Бог – Пресвятая Троица, а у мусульман – Аллах. И никогда мусульманин не признает Христа Спасителем и Богом. Ислам и Православие это две совершенно разные веры, культуры, этносы и законы! Их нельзя сопоставлять и искусственно соединять, даже на одном участке земли.

Есть несколько примеров, когда мечеть и православный храм находятся рядом. В казанском кремле рядом со старинным собором восстановлена мечеть. И то, и другое является историческими зданиями. Где историческое обоснование появления мечети рядом с нашим храмом? На Поклонной горе в Москве также стоят храмы разных религий рядом. Но там они нужны для того, чтобы каждый верующий в своем храме мог помолится на этом конкретном месте о погибших воинах-единоверцах в Великой Отечественной войне. В нашем случае придется молится разве что об упокоении здравого смысла…

Да, еще одно место есть, где соседствует мечеть и собор – в северной части нашего города. Там старинный Неопалимовский кафедральный собор находится недалеко от новопостроенной соборной же мечети. Но может уже хватит православным нашего города молится под призывы муэдзина?

Мне кажется, что в угоду каким-то странным придумкам вроде повсеместной толлерантности, кое кто забывает о правах русского православного народа в своей же стране жить по своим правилам, традициям и вероисповеданию. Что бы мне не говорили, но народности, исповедующие ислам в нашем регионе, являются национальным меньшинством. И ни в коем случае нельзя ущемлять права и чинить любые препятствия титульной нации нашей страны – великому русскому, в абсолютном большинстве православному, народу. Даже тогда, когда руководителю любого ранга так хочется показать свою лояльность к малым народам своего региона и любыми способами, даже ущемляя интересы большинства верующего населения, решить их религиозные вопросы.

Я, православный священник, как и моя паства, не хочу молится и совершать богослужения под призывы к намазу с минаретов рядом стоящей мечети! Я не хочу приносить Великую Бескровную Жертву Святого Причастия в то время, когда рядом будут резать баранов и проливать жертвенную кровь! Если кому то это необходимо делать в своих культовых целях – это их право, но не рядом с православным храмом! Я ничего не имею против мусульман – их вера это их выбор. Но у меня есть моя вера, моя культура, и я хочу чувствовать себя не как где-нибудь в Саудовской Аравии или Турции, а быть и позиционировать себя православным человеком в православной России! И русский православный народ имеет право на то, чтобы к его мнению прислушивались, а мнение православного священника в вопросах православной веры было услышанным чиновником любого уровня, потому что он должен помнить – он слуга этого самого народа.

Это мое мнение и я довел его до Вас, Сергей Иванович. Уверен, что это мнение тысяч и тысяч наших горожан. Если у Вас будет желание и необходимость убедится в этом – полагаю, что проблемы в том не будет. У нас не было никогда межрелигиозных конфликтов, и за это нужно благодарить Бога. И их никогда не будет до тех пор, пока кто-либо искусственно не будет создавать для них почву. Пожара не бывает там, где соблюдают правила пожарной безопасности, а не бегают с горящим факелом, не зная, куда его пристроить. Вы решили, что можете стать “соединителем” разных религий – это не удавалось и не удастся никому. Можно достичь только обратного – согласно библейской мудрости о том, что “кто сеет ветер, тот пожнет бурю”.

Я сказал почти все, что хотел сказать. Надеюсь, что буду услышанным и понятым. Также надеюсь на то, что все же Ваша мудрость, мудрость государственного мужа такого ранга, не даст Вам совершить столь большую ошибку. И мы будем спокойно молиться в своих храмах, а мусульмане в своей новой мечети, если потребность в таковой все же есть, для которой будет найдено достойное место в нашем областном центре. И при встрече с руководителями мусульманских общин я смогу, как и прежде, с улыбкой здороваться с ними и искренно говорить о том, что мы делаем одно дело – молимся о мире в наших домах, в нашем граде, и в нашем Отечестве. Молимся в своих храмах, по своим традициям и в разных местах, не мешая друг другу и не создавая неудобств.

Оставляю следующее слово за Вами. И уповаю, что Господь не оставит Вас без мудрого решения.

С уважением

протоиерей Алексий Скала,

настоятель храма во имя Всех Святых г. Ульяновска