Ни для кого не будет открытием, если мы скажем, что ЗАО «Авиастар-СП» – центральное предприятие Ульяновска. С него в свое время началось и строительство целого микрорайона в Заволжье – района Авиастроителей. Сейчас в Новом городе вряд ли найдется семья, чье прошлое или настоящее не связано с авиапромышленным комплексом. Поэтому жизнь завода, его сегодняшние заботы и перспективы на будущее интересны многим нашим читателям. Сегодня в гостях у «НГС» директор по персоналу ЗАО «Авиастар-СП» Вадим Овейчук.

– Добрый день, Вадим Евгеньевич. Первый вопрос, который, думаю, интересует всех жителей города, насколько продукция «Авиастара» востребована на мировом рынке и могут ли наши самолеты составить конкуренцию ведущим самолетостроительным компаниям?

– Безусловно, да, могут. Возьмем, к примеру, Ту-204. По своей надежности он лучше зарубежных аналогов, тех же Боингов и AirBus. Только у наших авиалайнеров существует одна проблема – нет элементарной сети гарантийного и постгарантийного обслуживания. Разберем на конкретном примере. У Боинга сломалась одна деталь – замена произошла в течении одного часа. У наших самолетов на это уйдет целый месяц. Сервисное обслуживание не работает.

– Почему так происходит, и предпринимаются ли какие-то шаги к ликвидации этой погрешности?

– Конечно, нами организована большая работа по налаживанию сервисного обслуживания российских самолетов. Только на это потребуется немало времени.

– А наша гордость «Русланы»? Есть ли востребованность в них на мировом рынке?

– Скажу лишь одно – никто в мире не смог построить такие «грузовики». Самолетами с большой грузоподъемностью рынок не заполнен, поэтому перспективы в нашей работе есть.

– Каким для «Авиастара» был уходящий 2009 год?

– Для нас это был сложный год. Мировой финансовый кризис коснулся и предприятия. В первую очередь, у нас изменился портфель заказов. Упали объемы производства. Но, несмотря на это, завод жил и строил авиалайнеры. Предприятие работает над созданием новых воздушных судов. В этом году мы поставили на производство два вида самолетов Ту-204СМ и Ил-476. Их выпуск запланирован лишь в 2011 году.

– Несмотря на то, что объемы производства снизились, работников предприятия не сокращали.

– Это действительно так. Просто руководство ЗАО «Авиастар-СП» выбрало стратегию сохранения коллектива. Нам очень важно не потерять грамотных, умелых сборщиков самолетов к 2011-2012 годам, когда, по нашим прогнозам, начнется новый виток в развитии «Авиастара».

– Как удалось сохранить кадры, выплачивать людям зарплату?

– Во многом благодаря стараниям руководителей. Предприятие участвовало в федеральной программе, привлекали незадействованный персонал к общественным работам – старались всеми силами, и нам удалось сохранить кадры. Плюс к этому – брали людей на стажировку. Умный управленец всегда должен помнить: расстаться с рабочим – легко, а привлечь его назад – трудно.

– Кроме сохранения кадров «Авиастар» принимал активное участие и в общественной жизни района. Мы все видим, как облагородился сквер имени Антонова, там даже впервые за много лет заработало освещение.

– Вы правильно заметили. «Авиастар» находится не в вакууме, его окружают различные социальные институты города. Когда мы говорим о своем персонале, мы говорим о конкретных людях, их житейских ежедневных заботах, на которые завод тоже должен обращать внимание. По большому счету, работник – он начинается с детского сада. Там мы учим своих малышей расти умными и прилежными, учим любить свой город и дело, которым занимаются родители. Если в родителях нет той любви, гордости за предприятие, за свою работу, то и из малыша вряд ли выйдет хороший специалист.

– Вы с такой отеческой теплотой и одновременно тревогой говорите о маленьких жителях нашего города, что сразу видно, дети Вам не безразличны.

– А разве можно оставаться равнодушным к детям? В моей семье воспитывается трое сыновей, и мне небезразлично их будущее. Мне часто задают вопрос: как Вы относитесь к современным детским садам? Что на это могу ответить? Да, плохое финансирование, маленькие зарплаты у воспитателей, проблемы только накапливаются. Здесь хорошо, наверное, вспомнить практику шефской помощи, когда в детские сады приходили с предприятия молодые ребята: строгали, колотили, красили. Почему бы это не возродить сейчас, не закрепить за детскими садами предприятие, цех, бригаду? На добровольной основе.

– Какую социальную работу с детьми ведет «Авиастар-СП»?

– В этом году после долгого простоя вновь открылся детский оздоровительный лагерь «Березка». Открыли 22 детские площадки в городе. Участвовали в акции «Помоги собраться в школу». Две семьи, работающие на заводе, приняли участие в акции «Роди патриота». Сейчас ждем торжественного открытия Дома молодежи.

– Это здание, которое долгое время строилось напротив 27-го магазина?

– Да, именно оно. Но только прошу заметить, что по генплану Нового города там должна была находиться детская стоматологическая поликлиника. Но строительство было заморожено. Здание ветшало. Не без помощи правительства региона «Авиастар» его выкупил. Долгое время вели работы по укреплению конструкции – здание буквально рушилось, и вести реконструкцию было опасно. В этом году на строительство здания «Авиастар» выделил более 200 миллионов рублей.

– Исходя из названия, новый объект предназначается молодым специалистам «Авиастара». Расскажите подробнее.

– Дом молодежи представляет собой два блока 5-этажного здания. Блок «А» – общежитие квартирного типа. С одно,- и двухкомнатными квартирами. Здание современного вида, чистое, светлое, очень яркое с наружной стороны? В нем два лифта, просторные холлы.

– Кто станет первыми жителями этого общежития?

– Среди своих сотрудников мы отобрали 50 молодых семей в возрасте до 35 лет, все супружеские пары работают на нашем заводе. Смотрели на то, чтобы эти молодые люди хорошо зарекомендовали себя на предприятии. Многие из них уже имеют высшее образование, другие продолжают обучение. В 45 семьях уже есть дети. Проект «Дом молодежи» задумывался как стимул, как поощрение молодым сотрудникам завода.

– Расскажите тогда о блоке «Б», каково его назначение?

– Блок «Б» пока существует как строительный объект. Правление «Авиастара» рассматривало разные варианты. Здесь мы исходили из следующих составляющих. Общежитие – дотируемое здание, квартиры в нем сдаются в аренду. Все мы прекрасно понимаем, что молодая семья не в состоянии платить большие деньги за съем жилья, значит, арендная плата с них может быть только минимальной. Чтобы восполнить затраты по проекту, прибыль должна приносить вторая часть здания – блок «Б». Здесь, по нашим планам, на первом этаже будет находиться ресторан, а 3-4 этажи отдадим под гостиницу.

– И все-таки, почему такое внимание уделяете молодежи своего предприятия?

– Тут все просто. 35 процентов работников «Авиастара» – молодежь до 35 лет. За ней – будущее. Это та часть общества, которая несет огромную энергетику, стремится к новым знаниям, более мобильна и креативна. Перед предприятием сейчас стоят большие задачи по строительству новых самолетов. Воплощение этих задач ляжет на плечи молодежи. Об этом забывать нельзя.

– Насколько нам известно, вы приезжий человек, и в Ульяновске совсем недавно. Как живется и работается?

– В Ульяновск я приехал в 2001 году. Тогда я работал на УАЗе директором по персоналу. Город мне очень понравился, буквально лег на душу. Я всегда говорю: «Готов ты в городе встретить свою старость, видеть, как растут в нем дети и внуки – этот город твой». Вот таким для меня стал Ульяновск. Так получилось, что с 2005 по 2009 год я работал в Брянске. И когда вновь представилась возможность вернуться в Ульяновск – очень обрадовался.

– Вы сейчас работаете директором по персоналу крупного авиакомплекса. Как сформулировали для себя цель работы?

– Обеспечение предприятия высококвалифицированным персоналом, замотивированным к высокоэффективному труду по производству воздушных судов, способных конкурировать на мировом рынке.

– Наша беседа проходит в последние дни уходящего года. Что бы Вы хотели пожелать всем работникам ЗАО «Авиастар-СП» и нашим читателям на Новый год?

– Новый год у всех ассоциируется с обновлением, ожиданием хороших перемен. Хочу пожелать, чтобы мы были готовы к приходу этих перемен и сами были их творцами. И чтобы результатами таких перемен пользовались наши дети и внуки. Счастья и здоровья всем. А еще – чтобы у каждого из жителей города появилась мечта и силы достичь эту мечту.

Беседовала Наталья Марцымова