– Сергей Алексеевич, что, на ваш взгляд, должно быть главным для власти на любом её уровне, на любом «этаже»?
– Во всём цивилизованном мире самой большой ценностью считается жизнь каждого отдельного человека. В нашей стране человек почти ничего не стоит: среднее поколение – едва выживает «от аванса до получки», старшее – обречённо доживает на пенсию, которая ниже прожиточного минимума, а младшее – не понимает: зачем жить в России, если впереди – беспросветная жизнь? Люди во власти – повсеместно – не справляются с главной задачей: обеспечением безопасности жизни граждан. В данном случае я говорю о проблеме, существующей в масштабах всей страны. Власть должна стать Комитетом Человеческой Безопасности и думать о людях, как о главном капитале России.
– То есть главное – безопасность жизни? Всего два слова?
– Да, всего два. Но в них заложен очень большой смысл. Безопасность жизни – целая система, которую ещё так и не построило наше государство. Люди гибнут в огне и на российских дорогах, замерзают в домах без отопления, отравляются спиртосодержащими жидкостями, гибнут от алкоголизма, наркотиков и таких болезней, как туберкулёз и СПИД, их обирают, грабят, насилуют и убивают преступники и «оборотни в погонах», над ними издеваются чиновники, их залечивают или не долечивают – до смерти. И у государства на крайние случаи жизни – единственный спаситель – МЧС. Так не должно быть.
– А как должно? Как Вы представляете систему безопасности жизни в отдельном городе?
– Каждый уровень власти имеет свои пределы полномочий, которые определены законом. Нельзя, например, требовать от мэрии Ульяновска повышения пенсий нашим ветеранам и инвалидам. Но можно и нужно требовать от городской власти наведения порядка в той же сфере жилищно-коммунального хозяйства…
– Вы хотите сказать, что эта сфера – тоже элемент системы безопасности жизни?
– Спросите об этом 12 тысяч жителей Самары, которые на прошлой неделе остались без отопления из-за аварии на теплотрассе. Как они спасали от холода грудных младенцев, лежачих больных и инвалидов? Сколько пожилых людей и детей заболело в Самаре в результате аварии? А те жители Ульяновска, которые живут в страхе, что пятиэтажный дом, построенный без фундамента на месте свалки, со дня на день может рухнуть, что ответят они? А что скажут жители ульяновских трущоб, которые десятилетиями живут во «временном» жилье? Если не решать эти проблемы и пускать на самотёк дикие рыночные процессы в ЖКХ, то это может закончиться десятками больших и малых катастроф, в которых неизбежно пострадают люди.
– Но ведь эти проблемы не решаются, а в сфере ЖКХ – царит беспредел. Извечный русский вопрос: что делать?
– Даю ответ: власть должна работать ради жизни. Нужно терпеливо и профессионально строить систему безопасности. В ней нет мелочей. Любое злоупотребление – на уровне казалось бы незначительной бюрократической конторы – приводит к ужасным последствиям. В Пермском БТИ был подделан технический паспорт ночного клуба, кто-то закрыл глаза на незаконную реконструкцию помещения, кто-то не выполнил предписание пожарного надзора, кто-то дал взятку, а кто-то её принял… А трагический результат нам известен – это гибель людей. Мне известно, что на огромное число многоквартирных домов Ульяновска нет технической документации. Возникает вопрос: как происходит перепланировка квартир и встроенных помещений в этих домах? Подобных вопросов – сотни.
– Но ведь Ульяновск признан одним из самых благоустроенных городов России…
– Стремление к показухе – характерная черта недееспособной власти. Но бумажной площади красивого диплома явно не хватит, чтобы закрыть прорехи в управлении городским хозяйством. Я люблю свой город и горжусь им. И именно поэтому считаю, что нужно не сбивать повышенную температуру у больного организма, а искать причину болезни.
– В чём эта причина и есть ли рецепт для «безнадежно больной» сферы ЖКХ?
– Для того, чтобы лечить болезнь, нужно поставить правильный диагноз. Вот как вы думаете, 800 миллионов рублей, которые планируется вложить в капитальный ремонт жилья, это много?
– На первый взгляд сумма кажется огромной…
– Да, и разговоров рекламного характера вокруг неё масса. А на самом деле этих «гигантских» денег едва хватит на ремонт кровель у пятисот многоквартирных домов. И больше ни на что. А жилых домов в Ульяновске – несколько тысяч. И капитальный ремонт заключается не только в латании крыш. Нужна замена внутридомовых коммуникаций, ремонт конструктивных элементов зданий. Для этого необходима сумма, как минимум, на порядок больше. То есть, восемь миллиардов рублей, вложенных в капитальный ремонт жилищного фонда, город бы ещё почувствовал. А несколько сот миллионов – это чистый популизм властей. Никто в городе не занимается с должной серьёзностью анализом проблем ЖКХ. Даже сама необъятная тема жилищно-коммунального хозяйства лишь от случая к случаю освещается в средствах массовой информации.
– Владимир Ильич говорил, что из «Искры» возгорится пламя. И придавал чрезвычайное значение именно газете. Я знаю, что на всю Россию существует лишь несколько профильных газет по теме ЖКХ. Нужна ли такая газета Ульяновску?
– Уверен, что нужна. Именно потому, что она будет интересна всем. За что мы платим и куда, как работают управляющие компании, какие дома отремонтируют, кому жаловаться на плохое обслуживание – на эти вопросы нужно давать честные ответы.