На сцене Ульяновского драматического театра имени И.А.Гончарова прошли с 12 по 16 декабря гастроли столичного Театра Романа Виктюка. Театр Романа Виктюка относится к редкому сегодня типу авторского театра. Таковы Театр на Таганке Юрия Любимова, «Мастерская П. Фоменко» и др. Спектакли афиши объединены общей эстетической программой, актерский тренинг подчинен выполнению разнообразных художественных задач, которые ставит режиссер.
Сегодня активный репертуар включает более 10 спектаклей, в которых можно увидеть и признанных звезд отечественного театра, и совсем молодых артистов, играющих свои первые роли в Театре Романа Виктюка. 12 декабря 2009 года ульяновцы увидели спектакль «Эдит Пиаф или Мой легионер» по пьесе К.Драгунской с великолепной Нуцей в роли Эдит Пиаф. Историю любви легендарной французской певицы украшали песни Эдит Пиаф в «живом» исполнении актрисы и певицы Нуцы. Ее уникальный голос на протяжении всего спектакля приводил зрителей в восторг.
Партнерами Нуцы по сцене стали звезды театра и кино Фархат Махмудов и Николай Добрынин. Пьеса Ксении Драгунской «Мой легионер» – это фантазия на тему судьбы Эдит Пиаф. Ни в коем случае не претендующая на документальность. Не стремящаяся к полноте. Это лишь эпизод из жизни, в котором, как в капле воды, отражается вся жизнь. Роман Виктюк поставил эту пьесу для джазовой певицы Нуцы. Песни Пиаф в ее исполнении полны страсти. Глубокий сильный голос заставляет зал трепетать от восторга, придавая вполне мелодраматической ситуации пьесы дурманящий аромат трагедии. «Эдит Пиаф» — спектакль, адресованный самой широкой аудитории.
Его можно рекомендовать для семейного просмотра. Здесь почти нет ничего шокирующего или экстравагантного. Зато есть простая и вечная как мир история любви голосистой девчонки и летчика. «Эдит Пиаф» Виктюка показывает, как любовь и смерть до обидного просто и незаметно переворачивают нашу жизнь. 13 и 14 декабря Театр Романа Виктюка показал легендарный спектакль «Служанки» (автор произведения – Жан Жене). Роман Виктюк первым в России обратился к драматургии Жене. Дерзкий, вызывающе театральный спектакль, в котором условности социума оказываются поводом для восхитительной игры, дарующей актерам и зрителям желанную свободу.
В постановке Романа Виктюка главные роли исполняли звезды московской сцены и кино: заслуженный артист РФ Дмитрий Бозин, Дмитрий Жойдик, Алексей Нестеренко и Иван Никульча. Жан Жене (1910-1986) – enfant terrible французского авангарда. Написанный им в тюрьме роман «Богоматерь цветов» сначала ужасает, а затем восхищает Жана Кокто, который открывает Жене дорогу во французский литературный мир. Написанные в 1947 году «Служанки» продолжают проходящую через творчество Жене тему индивидуальной свободы, вступающей в конфликт с регламентирующим все стороны человеческой жизни социумом. Роман Виктюк первым в СССР обращается к драматургии Жене (театр «Сатирикон», 1988), делая дерзкий, вызывающе театральный спектакль, в котором условности социума оказываются поводом для восхитительной игры, как раз и дарующей искомую свободу. 15 декабря на ульяновской сцене актеры Театра Романа Виктюка показали спектакль «Мастер и Маргарита» М.Булгакова.
Михаил Афанасьевич Булгаков работал над романом «Мастер и Маргарита» более 10 лет. За это время менялась концепция произведения, сначала задумывался сатирический роман, но позднее сатира стала лишь одним из элементов повествования. Известно, что законченный вариант текста «Романа о дьяволе» писатель собственноручно сжег в 1930 году. Затем последовал ряд редакций нового текста, в котором уже фигурируют Мастер и Маргарита. Примечательно, что одна из редакций имеет название «Князь тьмы». Разумеется, о публикации романа в конце 1930-х годов в период разгула сталинских репрессий не могло быть и речи. Текст долгое время ходил в списках и был напечатан с купюрами лишь в 1966 году в журнале «Москва».
Роман Виктюк, работая над пьесой по роману «Мастер и Маргарита», учел и политический контекст, и мотивы ранних редакций булгаковского текста. Советская эпоха предстает в спектакле со всем абсурдом и нелепостью, здесь властвует гротеск. Великий бал Полнолуния оказывается шабашом советских вождей, танцуют бюсты Ленина и Сталина. Тема из «Служанок» Жене «невозможно любить друг друга в рабстве» получает неожиданное продолжение здесь, и любовь для Мастера и Маргариты – это прежде всего страдание и боль.
За происходящим наблюдает Воланд, холодный и отстраненный. Спектакль Театра Романа Виктюка – это третье обращение режиссера к культовому для русской литературы тексту после Вильнюса и Нижнего Новгорода. По сравнению с предыдущими версиями здесь меньше романтики и больше философского осмысления феномена сталинской эпохи. Завершились гастроли спектаклем «R & J: Ромео и Джульетта». Этим спектаклем Театр Романа Виктюка открывает свой шекспировский цикл. Самая «нетрагическая» трагедия Шекспира, пронизанная ренессансной радостью принятия мира, стала поводом для театральной фантазии – полной безудержной игры, иронии, юношеского максимализма и остроты чувств.
Четыре парня среди парусов, лестниц и канатов разыгрывают вечный сюжет – таковы предложенные режиссером обстоятельства. Но мало кто знает, что в начале XVII века на одном из застигнутых штилем чайных клиперов капитан, чтобы отвлечь матросов от пьянства и драк, ставил с ними другую трагедию Шекспира – великого «Гамлета». Так жизнь в который раз пересеклась с искусством, предвосхитив неожиданный и провокационный театральный ход…