Протоиерей Андрей Скала призывает губернатора Ульяновска отказаться от строительства соборной мечети рядом с православной церковью …

протоиерей Андрей СкалаНастоятель Всехсвятского храма в Ульяновске протоиерей Алексий Скала призвал отменить решение о возведении Соборной мечети рядом со строящейся церковью. В открытом обращении к губернатору Ульяновской области Сергею Морозову, текст которого публикует сайт Regions.ru, священник назвал инициативу о возведении мечети в том месте “лишенной всякого здравого смысла и логического оправдания”.

“Речь идет о строительстве большой соборной мечети на перекрестке улиц 12-го Сентября и Минаева. Впервые я услышал об этой идее более месяца назад от Вас во время Вашего посещения строительной площадки Спасо-Вознесенского собора. Насколько Вы можете помнить, мою реакцию на такое решение областного руководства удивлением назвать трудно. Да и шоком назвать слишком мягко. Я убеждал Вас, просил не начинать подобного строительства рядом с возводимым православным собором. Я Вам откровенно сказал, что стану первым в многочисленном ряду противников этой лишенной всякого здравого смысла и логического оправдания затеи. На что получил многое объясняющий Ваш ответ: “Хорошо, что не Вы, батюшка, решаете эти вопросы”. Прошло время, и я был утешаем надеждой, что здравый смысл возобладал, и никакого подобного строительства рядом со Спасо-Вознесенским собором даже планироваться уже не будет. Однако тщетны были мои ожидания”, – пишет пастырь.

Как пишет далее отец Алексий, на него обрушилась лавина вопросов и негодующих обращений от православных жителей Ульяновска, “да и людей далеких от веры”, сводящихся к трем вопросам: “Зачем?”, “Почему?” и “Что делать?”. “Не имея возможности ответить на них, адресую их Вам, так как именно Вы на мусульманском празднике курбан-байрам пообещали муфтию РДУМ Ульяновской области Савбяну Сулейманову решить вопрос о строительстве соборной мечети и определили ее будущее месторасположение”, – пишет пастырь.

“Что подвигло Вас на решение построить мечеть рядом с православным собором (строящимся) и православным Всехсвятским храмом (действующим)? Почему выбрано было именно это место? Говорить о транспортной доступности его не приходится – к нашему храму по ул. Ульяновской подъехать и сейчас невозможно. Ежедневно при повороте к нам там сталкиваются автомобили – запросите статистику ДТП на этом месте. Когда будет собор – эта узкая дорожка останется единственным подъездом к нему. Ситуация и сейчас чрезвычайная. Что же будет, если начнет действовать собор, а рядом появится еще и соборная мечеть? К мнению православного священнослужителя Вы прислушаться не пожелали. Но простите – к чьему тогда мнению Вы прислушиваетесь, принимая столь серьезное и ответственное решение? Ведь речь идет не о строительстве магазина или жилого дома – их стройте где угодно, это не мое дело. Но речь идет о строительстве рядом с храмом, где я настоятельствую, и рядом с собором, строительство которого я возглавляю, иноверческого культового здания! И это уже моя забота, моя головная, сердечная и душевная боль!” – говорится в обращении.

Священник подчеркивает, что на месте, на котором губернатор решил возвести мечеть, сложился православный архитектурно-исторический центр: “Здесь есть Всехсвятский храм, строится Спасо-Вознесенкий собор, рядом территория бывшего Покровского мужского монастыря (сквер им. И.Н.Ульянова), памятная Крестовоздвиженская часовня рядом с бывшей могилой небесного покровителя нашего града св. блаженного Андрея, мощи которого находятся здесь же, в храме во имя Всех Святых. Здесь же православный Покровский некрополь XVIII-ХХ веков с историческими захоронениями, в том числе и огромного числа православного духовенства. Здесь же и единственное сохранившееся здание Покровского монастыря с размещенными в нем детской воскресной школой, общедоступной православной библиотекой, молодежным братством во имя св. блаженного Андрея Симбирского и администрацией прихода. Здесь же, перед собором, планируется поставить памятник Блаженному Андрею, а с другой стороны от собора, на площадке на пересечении улиц Минаева и 12-го сентября, к 200-летию Отечественной войны 1812 года – памятник героям Симбирского ополчения той войны…” “Скажите мне, может быть, наивному православному ортодоксу, – пишет в связи с этим священник, – где здесь может быть место для мусульманского молитвенного здания?! Зачем оно здесь? На каком основании и вследствие каких умозаключений можно даже предполагать его здесь появление?”

Отец Алексий подчеркивает, что он не шовинист и счастлив, что в Ульяновске, многонациональном городе, никогда не было резких проявлений вражды между населяющими его народами. “Но национальность и веропринадлежность – это совершенно разные вещи, – подчеркивает он. – Православие и ислам – две совершенно разные религии. Ислам и Православие – это две совершенно разные веры, культуры! Их нельзя сопоставлять и искусственно соединять, даже на одном участке земли”.

“Есть несколько примеров, когда мечеть и православный храм находятся рядом. В казанском кремле рядом со старинным собором восстановлена мечеть. И то, и другое является историческими зданиями. Где историческое обоснование появления мечети рядом с нашим храмом? На Поклонной горе в Москве также стоят храмы разных религий рядом. Но там они нужны для того, чтобы каждый верующий в своем храме мог помолиться на этом конкретном месте о погибших воинах-единоверцах в Великой Отечественной войне. В нашем случае придется молиться разве что об упокоении здравого смысла… Да, еще одно место есть, где соседствует мечеть и собор – в северной части нашего города. Там старинный Неопалимовский кафедральный собор находится недалеко от новопостроенной соборной же мечети. Но может уже хватит православным нашего города молиться под призывы муэдзина? Мне кажется, что в угоду каким-то странным придумкам вроде повсеместной толерантности кое-кто забывает о правах русского православного народа в своей же стране жить по своим правилам, традициям и вероисповеданию. Что бы ни говорили, но народности, исповедующие ислам в нашем регионе, являются национальным меньшинством. И ни в коем случае нельзя ущемлять права и чинить любые препятствия титульной нации нашей страны – великому русскому, в абсолютном большинстве православному, народу. Даже тогда, когда руководителю любого ранга так хочется показать свою лояльность к малым народам своего региона и любыми способами, даже ущемляя интересы большинства верующего населения, решить их религиозные вопросы”, – наставляет губернатора православный пастырь.

“Я, православный священник, как и моя паства, не хочу молиться и совершать богослужения под призывы к намазу с минаретов рядом стоящей мечети! Я не хочу приносить Великую Бескровную Жертву Святого Причастия в то время, когда рядом будут резать баранов и проливать жертвенную кровь! Если кому то это необходимо делать в своих культовых целях – это их право, но не рядом с православным храмом! Я ничего не имею против мусульман: их вера – это их выбор. Но у меня есть моя вера, моя культура, и я хочу чувствовать себя не как где-нибудь в Саудовской Аравии или Турции, а быть и позиционировать себя православным человеком в православной России! И русский православный народ имеет право на то, чтобы к его мнению прислушивались, а мнение православного священника в вопросах православной веры было услышанным чиновником любого уровня, потому что он должен помнить – он слуга этого самого народа. У нас не было никогда межрелигиозных конфликтов, и за это нужно благодарить Бога. И их никогда не будет до тех пор, пока кто-либо искусственно не будет создавать для них почву. Пожара не бывает там, где соблюдают правила пожарной безопасности, а не бегают с горящим факелом, не зная, куда его пристроить. Вы решили, что можете стать “соединителем” разных религий – это не удавалось и не удастся никому. Можно достичь только обратного – согласно библейской мудрости о том, что “кто сеет ветер, тот пожнет бурю”. Я надеюсь, что все же Ваша мудрость, мудрость государственного мужа такого ранга, не даст Вам совершить столь большую ошибку. И мы будем спокойно молиться в своих храмах, а мусульмане в своей новой мечети, для которой будет найдено достойное место в нашем областном центре. И при встрече с руководителями мусульманских общин я смогу, как и прежде, с улыбкой здороваться с ними и искренно говорить о том, что мы делаем одно дело – молимся о мире в наших домах, в нашем граде, и в нашем Отечестве. Молимся в своих храмах, по своим традициям и в разных местах, не мешая друг другу и не создавая неудобств”, – заключает протоиерей Андрей Скала.

Остается надеяться, что губернатор Ульяновска прислушается к словам православного священника и найдет для строительства мечети другое место в городе. Так как подобные действия по насаждению “толерантности” ни к чему другому, кроме как к никому ненужному конфликту между православными и мусульманами, привести не могут. Ведь почему-то не пришло же губернатору в голову возводить мечеть рядом с синагогой…