Четкие линии решений, ясность взятых целей и поставленных задач, способность строить отношения и эффективно управлять полученными результатами – черты, которые являются определяющими в деловом стиле руководства первого заместителя председателя правительства Ульяновской области Александра Пинкова. Сила руководителя в умении предвидеть, последовательно и стратегически выстраивать свои действия. Быть не просто хозяином, а в первую очередь хозяйственником, знать каждую точку на карте своей работы.

Сегодня в интервью “THE CHIEF” – обстоятельный разговор с Александром Пинковым о крупных проектах, которые определяют будущее нашего региона, о серьезных делах и конкретных достижениях.

Александр Петрович, давайте построим наш разговор от общего к частному. Начнем с глобальных вопросов. Реальный сектор экономики: какие факторы в сложившихся условиях определяют его работу?

Первое – усиление конкуренции на рынках товаров, капиталов, технологий, рабочей силы. Второе – резко возрастающая роль инноваций в социально-экономическом развитии, наступление новой волны технологических изменений. Третье – увеличение значимости человеческого капитала как основного фактора экономического развития; уровень конкурентоспособности современной инновационной экономики определяется качеством профессиональных кадров. Четвертое – исчерпание источников экспортно-сырьевого развития, базирующегося на форсированном наращивании топливно-сырьевой составляющей в стоимости производственных факторов. Пятое – мировой финансово-экономический кризис, выход из которого возможен исключительно при условии повышения эффективности производства, производительности труда, сокращения издержек.

Я бы назвал сегодняшнее время периодом, когда назрела необходимость глобального технического и кадрового перевооружения в реальном секторе экономики.

Что сегодня необходимо кардинально изменить в промышленном и транспортном комплексе, чтобы регион вышел на принципиально новый путь развития?

Промышленность. Финансовый кризис особенно наглядно показал необходимость создания новых производств и диверсификацию существующих. Только выпуск качественно новой, современной продукции и значительное расширение ассортимента позволит предприятиям Ульяновской области сохранить свои промышленные площадки и двигаться дальше по нарастающей. Необходимо снижать производственные издержки, в первую очередь повышая энергоэффективность предприятий, производительности труда, уменьшая материалоёмкость продукции.

Транспорт сегодня также требует широкого внедрения инновационных технологий, комплексной модернизации имеющихся мощностей. Сегодня запущены проекты, направленные на развитие всех видов транспорта – водного, воздушного, железнодорожного и автомобильного. Ульяновск как транспортный узел должен максимально использовать потенциал, который открывают перед ним существующие магистрали и пути. Наши пассажиры и грузоотправители должны пользоваться самой надежной инфраструктурой, передовыми услугами, современным подвижным составом и иметь максимальные возможности сообщения с другими городами России и зарубежными странами.

Какие серьезные проекты реализуются или будут реализованы на территории области в ближайшее время?

Принципиально новые и наиболее масштабные проекты мы задумали реализовать в авиационной и автомобильной промышленности – базовых производствах Ульяновской области.

В авиации наиболее значимыми являются техническое перевооружение и подготовка производства изделия 476, выпуск модернизированного тяжелого транспортного самолета АН-124 «Руслан» на ЗАО «Авиастар-СП». На территории Ульяновской области планируется производить аэростатические термобалластируемые летательные аппараты типа «локомоскайнер» (АТЛА), авиационные изделия из композитных материалов, а также создать Российский центр по конвертации (переоборудованию) пассажирских самолётов А320/321 в грузовой вариант.

В автопроме – создать производство автомобильных комплектующих на ОАО «ДААЗ» для ОАО «АвтоВАЗ» (под новые платформы «Рено-Ниссан» и «Калина») и сборочное производство коммерческих грузовых автомобилей BAW (ООО «Бау Мотор Корпорейшн») на площадях бывшего УЗТС.

Также нами намечено развитие ряда новых производств на ОАО «ГНЦ НИАР» – в частности по выпуску фармацевтических препаратов с использованием изотопов, здесь есть намерение открыть федеральный высокотехнологичный центр медицинской радиологии (ФВЦМР). Планируем использовать многолетний опыт и производственный потенциал текстильной промышленности нашего региона и открыть предприятия по переработке шерсти и производства тканей в Барышском и Карсунском районах.

Сегодня широко обсуждаются идеи создания альтернативных видов транспорта. Есть ли конкретные решения по модернизации транспортного комплекса в Ульяновске?

Мы будем развивать как традиционные виды транспорта, так и создавать альтернативные. Говоря о последних, в конце ноября 2009 года Правительством Ульяновской области было подписано инвестиционное соглашение с ООО «Струнный транспорт Юницкого» по созданию центра продаж струнных технологий с полигоном сертификационных и демонстрационных трасс. На нашей территории будут размещены производства новейших транспортных технологий.

Двигаемся дальше. У нас есть проекты по развитию всех видов транспорта. Это обновление подвижного состава на автомобильном и железнодорожном транспорте. Мы уже на полпути к тому, чтобы полностью обновить парки автотранспортных предприятий и достичь того, чтобы перевозки пассажиров преимущественно осуществляли автобусы со сроком службы не более 5 лет. Также в ближайшее время хотим внедрить систему электронных платежей на пассажирском транспорте общественного пользования и перейти на безналичную оплату проезда.

Повышается качество железнодорожных перевозок. На пригородных направлениях Ульяновского отделения Куйбышевской железной дороги – филиала ОАО «РЖД» курсируют современные, маневренные и комфортные рельсовые автобусы, которые в наш регион пришли одними из первых в России.

В этом году мы всерьез подняли тему водного транспорта и Ульяновска как одного из крупных портовых городов Поволжья. Потенциал реки и производственные мощности Ульяновского речного порта позволяют нам дать новый старт развитию грузовых и пассажирских перевозок, создать современную инфраструктуру речного туризма, используя природные богатства нашего края. В этом году в рамках проекта «Симбирская гавань» был спущен на воду модернизированный теплоход «Герой Юрий Эм», который станет серьезным шагом к возрождению дальних речных путешествий, ведется строительство новых объектов инфраструктуры.

Также мы должны задуматься и о «воротах города» – наших вокзалах. В планах реконструкции – железнодорожный вокзал Ульяновск-Центральный и аэропорт «Ульяновск» (Баратаевка). На территории аэропорта «Ульяновск-Восточный» будет реализован проект по созданию портовой особой экономической зоны «Волга Авиа» площадью 640 га с возможностью расширения в два раза, пропускная способность этого аэропорта составляет 40 воздушных судов в час.

Ну и, наконец, проект «Волжский транзит», который направлен на создание нового пути из Центра России на Урал. В этом году мы ввели в эксплуатацию первый пусковой комплекс мостового перехода через Волгу с открытием движения автомобилей по верхнему ярусу, что дает нам возможность приступить к строительству новой автомобильной трассы федерального значения «Москва-Саранск-Ульяновск-Екатеринбург» и разработке проектов по созданию транспортно-логистических комплексов.

Настоящее Ульяновска – автомобили, будущее – самолёты. И всё-таки, какая из этих отраслей выйдет на первый план? И что уже конкретно сделано для этого?

Автомобильная отрасль будет лидировать по объёмам выпускаемой продукции в валовом продукте Ульяновской области, а авиационная отрасль будет на первом месте по внедрению инновационных проектов и выпуску высокотехнологичной наукоемкой продукции. Но у нас нет цели, чтобы эти производства соперничали между собой. Каждое из них должно выйти вперед на своем конкурентном рынке и стать первым и уникальным в России.

На уровне Правительства Ульяновской области сегодня оказывается содействие предприятиям автомобильного кластера по поддержке инновационных проектов, созданию новых автосборочных производств, стимулированию потребительского спроса на машины. Мы способствуем инновационному развитию площадки вокруг крупнейшего в Российской Федерации самолетостроительного завода ЗАО «Авиастар-СП».

В будущем Ульяновск – авиационная столица России. Сегодня Ульяновск – родина российских внедорожников «УАЗ», машин с высокой проходимостью и работоспобностью, незаменимых в условиях бездорожья.

Бренд настоящего в Ульяновской области – внедорожник «УАЗ». Как Вы считаете, сколько ещё лет он будет удерживать позиции на российском рынке?

Применение «УАЗам» на дорогах найдется всегда. Это один из немногих автомобилей в мире, который способен работать в экстремальных условиях. Не секрет, что автомобильная промышленность наиболее сильно пострадала от последствий финансового кризиса. И в этом году наша первая задача была именно спасти Ульяновский автозавод, стабилизировать производство.

Меры государственной поддержки Правительства Ульяновской области направлены на обеспечение спроса на выпускаемую продукцию. Это содействие в увеличении объемов государственных закупок, в результате чего ОАО «УАЗ» более 4 тысяч автомобилей было поставлено для подразделений МВД, ФСБ, Министерства обороны России и других федеральных министерств. По национальной программе обновления парка муниципального автотранспорта для учреждений и ведомств региона приобретено 315 «УАЗов».

Реализуется программа кредитования ОАО «Россельхозбанк» и Сбербанка РФ. Жители сельской местности могут приобрести автомобиль «УАЗ» на льготных условиях за счет субсидирования процентных ставок государственными бюджетами разных уровней и выделения дополнительных субсидий компанией «Соллерс». В 2009 году автозаводу предоставлена льгота по налогу на землю, что позволило сэкономить порядка 26 миллионов рублей и направить их на финансирование социальных программ предприятия.

Со своей стороны, несмотря на трудности, ОАО «УАЗ» разрабатывает и внедряет инвестиционные решения, направленные на расширение и усовершенствование модельного ряда внедорожников. Назову некоторые из проектов: это опционная программа для автомобилей UAZ Patriot и UAZ Pickup по созданию более комфортных условий при эксплуатации автомобилей; оснащение «уазиков» газобаллонным оборудованием; организация сборки полноприводных спецавтомобилей UAZ T-REX повышенной проходимости из SKD-комплектов производства BREMACH; выпуск внедорожников UAZ Hunter упрощенной комплектации для массового потребителя.

Продолжается совершенствование автомобилей специального назначения – для нужд Министерства обороны РФ (автомобили грузового и «санитарного» модельного ряда с дизельным двигателем ЗМЗ, Hunter – с дизельным двигателем ЗМЗ и IVЕCO), МВД РФ (спецмашины «дежурная часть», «автопатруль», «автозак»), Пенсионного фонда РФ (УАЗ-390995-025 для передвижной (мобильной) клиентской службы – «мобильный офис»).

Всё это с одновременным сокращением издержек на производство позволило предприятию выйти из кризисного состояния и стабилизировать свое положение.

Если говорить о самолетостроении, то какой самолет может стать брендом Ульяновской области (по аналогии «УАЗ» – это Ульяновск) и почему?

Считаю, брендом Ульяновской области станет самолет Ан-124-100 «Руслан». Это уникальный по своим характеристикам самолет, не имеющий аналогов на отечественном рынке грузового воздушного транспорта. Правительством РФ принято решение о возобновлении его производства. ЗАО «Авиастар-СП» сохранена производственно-технологическая база и кадровый потенциал для выпуска грузовых «Русланов». Сборка модернизированных воздушных судов будет осуществляться в Ульяновске совместно с украинскими предприятиями и разработчиком самолета – АНТК имени Антонова.

Мощности предприятия вырастут значительно. Следующий вопрос – кадры?

Да, производственная программа ЗАО «Авиастар-СП» предусматривает увеличение объемов производства и численности персонала. Важной в решении вопроса привлечения профессиональных кадров в авиационную отрасль является реализация социальных программ по поддержке, закреплению и привлечению, талантливых, инициативных специалистов, перспективных молодых сотрудников. Лучшие кадры для работы на авиазаводе мы намерены привлекать в том числе из других регионов России. Для этого сегодня решена одна из главных проблем – жилищная.

В 2007 году по согласованию с Правительством Ульяновской области и мэрией Ульяновска на баланс ЗАО «Авиастар-СП» было передано недостроенное здание стоматологической поликлиники, на месте которого сегодня возводится общежитие для сотрудников предприятия. Более того, региональными властями заводу была оказана поддержка по предоставлению льготной ставки по налогам на землю и имущество. Высвобождаемые средства направлены на создание «Дома молодежи», состоящего из двух 4 и 6-этажных домов.

В декабре в эксплуатацию введено первое строение, в котором расположено 80 изолированных квартир общей площадью более 6 тысяч квадратных метров. Уже заселены 50 молодых семей, почти во всех из них растут дети. Жильем обеспечены специалисты завода «Авиастар» в возрасте до 35 лет. Полная сдача объекта планируется в первом квартале 2010 года. В общей сложности, в новостройке есть возможность расселить около 1000 человек.

Мост через Волгу – крупнейший в Европе, один из крупнейших речных мостов в мире. Как будет дальше развиваться потенциал этого инженерного сооружения?

В ноябре 2009 года в рамках федеральной целевой программы «Модернизация транспортной системы России (2002-2010 годы)» запущен в эксплуатацию первый пусковой комплекс моста через реку Волгу в Ульяновске. Движение автомобилей открыто по верхнему ярусу с выходом на транзитные магистрали. До 2012 года мы планируем построить и ввести в строй второй пусковой комплекс и задействовать нижний ярус с включением в городскую транспортную инфраструктуру.

После полного ввода в эксплуатацию мостового сооружения будет создана база для формирования нового транспортного коридора «Центр-Урал» по маршруту «Москва-Саранск-Ульяновск-Екатеринбург». Это уже нашло отражение в Федеральной целевой программе «Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы)» и в транспортной стратегии РФ на период до 2030 года. Новая автодорога необходима Ульяновской, Московской, Самарской областям, республикам Мордовия, Татарстан и Башкирия. Она станет дублером федеральных трасс М-5 «Урал» и М-7 «Волга» и разгрузит их. Новый маршрут позволит сократить расстояние ориентировочно на 300 километров.

24 ноября 2009 года в Ульяновске прошел Президиум Государственного Совета РФ под руководством Президента России Дмитрия Медведева. В его рамках обсуждались вопросы завершения строительства мостового перехода и дальнейшей реализации этого проекта на условиях софинансирования из государственного и регионального бюджетов. Поддержка руководства страны позволит нам реализовать намеченные планы и обеспечить развитие мостового перехода в интересах экономики государства в ближайшей перспективе.

Ульяновск – крупнейший транспортный узел. Здесь сходятся водные, воздушные, автомобильные, железнодорожные пути. Как вы планируете использовать этот потенциал? Реализовывать проект «Волжский транзит»?

Наша задача – превратить Ульяновск в крупный транспортно-логистический узел Приволжского Федерального округа.

До 2015 года мы планируем завершить строительство дорожных объектов на территории Ульяновской области нового транспортного коридора – второго пускового комплекса моста, обходов городов Ульяновска (соединит 3 федеральные автотрассы «Саранск-Сурское-Ульяновск», «Цивильск-Ульяновск» и «Казань-Буинск-Ульяновск») и Димитровграда, рабочего поселка Чер-даклы. Более того, мы выведем потоки большегрузного транспорта за пределы населенных пунктов, что позволит повысить безопасность движения и улучшить экологическую обстановку.

Следующий значимый шаг – строительство терминально-логистического комплекса, который объединит потенциал речного, автомобильного, железнодорожного и авиационного транспорта. Создание ТЛК и выход его на проектную мощность даст значительный бюджетный эффект: предполагаемые поступления в федеральный и местный бюджеты превысят 135 млн. руб. Будет создано свыше 500 новых рабочих мест. Также это повлечет развитие сопутствующих проектов – коммерческих объектов инфраструктуры комплекса, строительство жилья, социальных объектов, предприятий.

Александр Петрович, если бы Вас сейчас попросили составить программу развития субъёкта РФ, на какие пункты Вы бы сделали упор? Что сегодня нужно для успешного развития Ульяновска?

Первый пункт – «социальный»: образование, трудоустройство, медицина, жилье, транспорт.

Второй пункт – «промышленный»:развитие инновационных проектов, внедрение современных технологий, открытие новых производств, поддержка промышленных предприятий, малого и среднего бизнеса.

Третий пункт – «коммунальный»: крепкое жилье и качественные услуги.

Четвертый пункт – «административный»: ликвидация административных барьеров.

Пятый пункт – «культурный»: культура, спорт, отдых.

Успех и руководитель: как взаимосвязаны?

Успех того или иного дела во многом определяет команда высокопрофессиональных менеджеров – управленцев, которые приходят со своими идеями и конкретными проектами; компетентные люди, способные принимать правильные решения в сложных условиях, быстро реагировать в нештатных ситуациях, видеть стратегические направления развития отраслей и уметь их реализовывать; те, кто умеет управлять и понимает, что на него возложены не только надежды, но и ответственность.

Что нужно современному руководителю?

Нужно уметь быть сильным!