26-27 ноября 2009 г. в санатории «Волжский утес» (Самарская область) состоялась IV Международная конференция «Корпоративное управление: проблемы и практика ». Актуальность мероприятия продиктована временем: конференция была посвящена новым требованиям, которые предъявляет ситуация к управлению. В конференции приняли участие представители бизнеса и бизнес-образования из Чехи, Казахстана, Москвы, Санкт-Петербурга, Жуковского, Красноярска, Самары и Ульяновска.
Инициатором проведения конференции выступила Татьяна Люлькина, директор Открытой школы бизнеса УлГТУ, ректор АНО «Учебный Центр «Симбирск-ЛИНК». Вот как она определила цели конференции, а также роль и ответственность бизнеса во время кризиса:
«Конференция посвящена трансформации мира, бизнеса, бизнес-образования. Мы хотим ответить на три больших вопроса: Что это за мир, в котором мы живем и каковы тенденции его изменения? Какими навыками надо обладать лидеру, чтобы быть успешным в этом мире и можно ли этим навыкам научить? Какова роль бизнес-образования в этом? Кризис нас закаляет. Мы должны понимать, что легких денег уже не будет. Сегодня мы говорим о том, с какими трудностями нам придется справляться, о гармонии между бизнесом и обществом, между собственниками и наемными менеджерами. Данная конференция – возможность, не ограничивая себя никакими рамками, поговорить о том, что нас волнует. Наша цель, чтобы мир, в котором мы живем, стал лучше».
Участники конференции выступали с докладами на разные темы: от глубинных причин кризиса до состояния бизнеса и бизнес-образовании в России, поэтому конференция получилась актуальная, интересная, многогранная. Безусловно, все собравшиеся были объединены общими задачами. Вот что сказал о об этом Геннадий Константинов, профессор, директор Центра корпоративного управления Государственного университета – Высшая школа экономики (г. Москва):
«Основная проблема на сегодняшний день состоит в том, что все мы столкнулись с задачами, решения которых мы не знаем. Конференция планировалась как сфокусированная, дающая возможность по существу поговорить о глубинных проблемах, которые уже сейчас видны. Основная задача – понять где, в каком направлении нужно формулировать проблемы и пытаться постепенно переходить к их решению. В корпоративном управлении предстоят колоссальные изменения. Прожить в которых, опираясь на прошлый опыт будет невозможно. Отсюда вывод простой: придется всем учиться и очень много, потому что опыт перестает работать. В образовании нужно понять: чему нужно теперь учить в бизнесе, чтобы оно было полезным и прагматичным. Те, кто в образовании и те, кто в бизнесе, должны совместно ставить задачи и искать решения».
Большой интерес у собравшихся вызвал доклад Сергея Филоновича, декана Высшей школы менеджмента ГУ-ВШЭ, вице-президента Российской ассоциации бизнес-образования (г. Москва). Он рассказал об уроках кризиса: переосмыслении понятия «бизнес», необходимости трансформации высшего образования и бизнес-образования. Бизнес испытывает интеллектуальный голод, и это хорошо, поэтому бизнесмены идут в бизнес-образование. По мнению Филоновича, в современных условиях любой человек вынужден постоянно обучаться, «обречен» на пожизненное образование, если, конечно, он хочет быть или оставаться активным, успешным членом общества.
Одна из тем конференции: «Социальная ответственность бизнеса». Об этом на примере компании ЗАО «Гулливер» рассказал ее управляющий Александр Сикачина:
«Один из образцов социальной ответственности бизнеса – социальные карты для жителей города. Это сезонные скидки для пенсионеров, ко Дню пожилого человека, ко Дню победы для определенных категорий людей. Плюс акции с поставщиками, которые направлены на предоставление и покупателям низких цен на социально значимые товары, сезонное снижение цен. Это и программы благотворительности, которые реализуются вместе с городом: строительство детских городков, спортивных площадок, помощь в возведении Храма Иоанна Предтечи в Железнодорожном районе, помощь инвалидам, детским домам. О благотворительности лучше много не говорить, лучше ей больше заниматься».
Помимо социальной ответственности говорили о новых подходах и стратегиях развития бизнеса в современных условиях. Александр Данилин – преподаватель Открытой школы бизнеса, генеральный директор ООО «Стройпластмасс-Экспорт» поделился опытом формирования промышленно-аграрного холдинга. «При всей сложности времени, самое худшее позади. Промышленно-аграрное объединение в целом пережило кризис нормально, без серьезных потерь экономических показателей и динамики прироста».
В целом, впечатления о конференции были только позитивными:
Ирина Перфильева, представитель Чешской Республики Университета г.Остравы: «Доклады были сделаны на высоком профессиональном уровне. И так как они из разных сфер, то они отражают состояние экономики вообще и бизнес-образования в частности».
Сергей Кангро – генеральный директор ООО «Кангро-Проект»: «Здесь интересные люди, образованные. У себя в блокноте я записал реальные действия , которые делал бы уже с понедельника. Главное-общение, дальнейшие контакты с теми, кто здесь присутствует».
Как было отмечено, сейчас в бизнесе акценты смещаются от денег к социальным связям. Можно с уверенностью сказать, что участники конференции не только обрели новые знания в области корпоративного управления, но и установили полезные контакты.
В определенной мере на конференции состоялось сближение науки и бизнес – сообщества. Бизнесмены задавали вопросы профессорам, обсуждались острые темы, завязывались интересные дискуссии. Без преувеличения можно сказать: «Наука и бизнес сделали шаг навстречу друг другу, объединились для решения общих задач».
В состав организаторов конференции вошли: Министерство образования и науки РФ, Российская ассоциация бизнес-образования, Правительство и Законодательное собрание Ульяновской области, Администрация г. Ульяновска, Центр корпоративного управления ГУ-ВШЭ, Вольное экономическое общество России, Ульяновская торгово-промышленная палата, Региональное объединение работодателей «Союз промышленников и предпринимателей Ульяновской области, Ульяновский государственный технический университет, Открытая Школа Бизнеса УлГТУ, АНО «Учебный Центр «Симбирск-ЛИНК».