ЦЕННОСТИ БИЗНЕСА В КОНКУРЕНТНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ЯВЛЯЮТСЯ СЛАГАЕМЫМИ ПРИНЦИПОВ ЧЕСТНОГО ПАРТНЕРСТВА, ВЗАИМНОГО УВАЖЕНИЯ УЧАСТНИКОВ РЫНКА И ВЕДЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ИНТЕРЕСАХ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ. ТАКУЮ ФОРМУЛУ УСПЕХА ВЫВЕЛ ДЛЯ СЕБЯ ДИРЕКТОР ООО «СИМБИРСКАЯ ЭНЕРГОСБЫТОВАЯ НОМИНАЦИЯ» (СЭСНА) АНДРЕЙ ОДНАКОВ. ДИАЛОГ «THE CHIEF-УЛЬЯНОВСК» И РУКОВОДИТЕЛЯ ОДНОЙ ИЗ ВЕДУЩИХ ЭНЕРГОСБЫТОВЫХ КОМПАНИЙ УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ О ГЛАВНЫХ ПРАВИЛАХ БИЗНЕСА, РЕФОРМАХ, ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ, АЛЬТЕРНАТИВНОЙ ГЕНЕРАЦИИ И О БУДУЩЕМ.

ПЯТЬ ПРАВИЛЬНЫХ ЛЕТ

На розничном рынке сбыта электроэнергии компания, возглавляемая андреем Однаковым, стабильно работает 5 лет. 30 ноября 2009 года общество с ограниченной ответственностью «СЭСНа» переступило один из первых серьезных рубежей бизнеса.

Общество создано во исполнение п.6 Федерального закона от 26 марта 2003 г. N36-Фз «Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период» с целью создания конкурентной среды в нашем регионе. Андрей Юрьевич, какие территории входят в вашу зону ответственности?

В основном мы обслуживаем потребителей, которые находятся в левобережной части г. Ульяновска – в чердаклинском районе, промышленной зоне заволжья. В число наших контрагентов в настоящее время входит более 200 коммерческих организаций. Мы стараемся привлекать новых потребителей стабильными ценами и взаимовыгодными условиями договора.

КОНКУРЕНЦИЯ: НЕ ОТБИРАТЬ, А РАЗВИВАТЬ

Вы работаете в условиях конкуренции, от количества потребителей зависит ваша дальнейшая деятельность. Сильна ли конкуренция в вашем секторе бизнеса и какие методы вы используете в завоевании потребителей?

Хочу отметить, что в Ульяновской области конкурентный рынок сбыта энергии развивается, хотя концентрация продавцов электроэнергии все равно остается очень низкой (количество сбытовых компаний вместе с гарантирующими поставщиками электроэнергии насчитывает не более 8).

В ряде регионов это направление мопонолизировано энергоснабжающими организациями (бывшими АО-энерго) и альтернативные сбытовые организации вообще отсутствуют.

В нашем регионе каждая сбытовая компания имеет уже свои, назовем их, зоны деятельности с устоявшейся клиентурой. Непосредственно жесткая конкурентная ситуация возникает, когда появляются новые объекты, новые потребители. Вот здесь мы должны сделать максимально выгодное предложение, исполнив его со своей стороны с полной ответственностью.

для меня конкуренция – процесс активного соперничества между продавцами определенного вида товаров (услуг), т.е. чем больше продавцов такого специфического товара, как электроэнергия, тем жестче между ними конкуренция, тем лучше становится покупателю. Это и являлось концепцией, заложенной в основу реформирования электроэнергетического комплекса в начале века. Идея хорошая, а что же получилось на самом деле?

Принятые законодателем в ходе реформы нормативные акты делают невозможным не то что конкуренцию, а появление альтернативных поставщиков (продавцов) электроэнергии на этом рынке. В основной части нормы принятых в сфере электроэнергетики нормативных актов «мертвые», сложно применимые и являются, на мой взгляд, нормами, тормозящими развитие конкуренции в электроэнергетике РФ.

Процедура так называемого «выхода заинтересованного лица на оптовый рынок электроэнергии (мощности)» очень усложнена, и тем более, если в роли этого заинтересованного лица выступает независимая энергосбытовая (энергоснабжающая) организация, а не конечный потребитель, то стать участником оптового рынка электроэнергии (мощности) вообще не представляется возможным. Так, если законодателем доступ к оптовому рынку фактически закрыт, остается один только выход – покупка электроэнергии у гарантирующего поставщика, т.е. бывшего АО-Энерго, юридического лица, которое во всех практически регионах РФ занимает доминирующее положение на рынке э/э (мощности). Таким положением «вещей» вся позитивная концепция реформы в электроэнергетике перечеркивается.

ЦЕННОСТИ И «ПЛЮСЫ» «СЭСНА»

Ваши конкурентные преимущества?

Фиксированная цена в течение календарного года и гибкие договорные условия с нашими потребителями – ключевые факторы, которые позволяют им с большой точностью рассчитывать свои затраты на выпускаемую продукцию (услуги) в части электроэнергии. На мой взгляд, это важнейшие «плюсы» нашего общества, которыми мы стараемся привлечь к сотрудничеству новых контрагентов. Например, одними из новых, крупных потребителей электроэнергии, заключивших договор с нашим обществом в 2009 г., стали ООО «СтройМаркет», ООО «ГиперМаркет», ООО «СабМиллеррУС». Остановимся на вашей ценовой политике…

цена реализуемой нами электроэнергии на розничном рынке Ульяновской области является конкурентной. Но главное – условия нашего договора составляются с учетом особенности работы отдельного потребителя, цена (стоимость) единицы электроэнергии не меняется для потребителя в течение календарного года. Мы один раз в год просчитываем стоимость электроэнергии, подписываем дополнительное соглашение с нашими абонентами и осуществляем поставку электроэнергии по этой цене. Таким образом, наши потребители защищены от «трансляции» на них постоянно изменяющейся свободной составляющей цены, которая складывается на оптовом рынке электроэнергии (мощности). Экономическая нестабильность сильно отражается на вашем бизнесе?

Полностью без работы мы не останемся. Но весь энергетический комплекс рФ и региона в частности напрямую зависит от своих потребителей, которые чем больше потребляет энергоресурсов, тем лучше. если взять кризис и сравнить по отраслям, то, конечно, на мой взгляд, строительная, автомобильная индустрии в большей степени пострадали, чем энергетика. Стройки стоят, продажа недвижимости и автомобилей резко упала, как следствие, организации уменьшают объемы потребления электроэнергии, по некоторым месяцам – даже в два и более раз. Это, естественно, вносит серьезные корректировки в наш бизнес. Что может помочь в этой ситуации энергетике?

Считаю, что в данном случае может существенное позитивное влияние оказать, во-первых, государственное сдерживание цен на оптовом рынке электроэнергии (мощности). Во-вторых, разрешение на уровне государства не формально, как это предполагает нынешнее законодательство, а реально осуществлять покупку электроэнергии субъектам электроэнергетики и заинтересованным лицам непосредственно у генерации. При сегодняшней ситуации страдают организации – потребители энергоресурсов, т.е те, для которых и существует энергетический комплекс в целом. Понимаю, что нужно поднимать энергетику, в частности генерацию, сетевые компании, необходима глобальная модернизация объектов генерации и электросетевого хозяйства и т.д. Но если потребителей не будет, зачем энергетика нужна?! был же случай в казани, когда предприниматель отапливал магазин буржуйкой, отказавшись тем самым от услуг тепло- и газоснабжения.

ЭЛЕКТРОРЕФОРМЫ

Как вы со своей позиции оцениваете реформу энергетической отрасли?

Новые экономические условия, возникновение рынка потребовало преобразований: разделение естественно-монопольных (транспортировка и оперативно-диспетчерское управление) и конкурентных (сбыт и генерация) видов деятельности. разумный подход. Но, на мой взгляд, недостатками реформирования стала отмена единого тарифообразования. В этих условиях каждый из выделившихся компонентов энергокомплекса старается перетянуть «тарифное одеяло» на себя, в результате чего страдает потребитель.

к тому же огромное количество нормативных актов, принятых в результате реформирования, существенно усложняет и запутывает взаимоотношения в этой системе, не хватает ясности и прозрачности. Особенно эти сложности правоприменения и коллизий в нормативных актах сильно ощущает на себе розничный рынок электроэнергии (мощности).

В скандинавских странах (1991-1999 гг.) тоже была реформа в электроэнергетике. В результате (например, Норвегия) там потребитель – будь то юридическое лицо или простой гражданин – может, выйдя в единую сеть Интернет, выбрать себе любую сбытовую организацию (их насчитывается более 220) или перейти от одной сбытовой организации к другой без всяких санкций и условий и сразу же на ее электронной страничке заключить договор купли-продажи (поставки) электроэнергии. Создание такой среды способствует развитию конкуренции между сбытовыми и (или) энергоснабжающими организациями. Вот это настоящий прорыв. У нас же при переходе от гарантирующего поставщика к иной сбытовой организации потребитель несет для себя бремя негативных последствий, он должен выполнить ряд условий, указанных в законе, (и это называется здоровой конкуренцией). а если затронуть проблему отношений с оптовым рынком? В россии существуют разные условия для присоединения к оптовому рынку электроэнергии (мощности) для гарантирующего поставщика

(бывшего АО-энерго) и альтернативной сбытовой организации, в частности бывшие АО-энерго автоматически становятся участниками оптового рынка э/э (мощности). На мой взгляд, это существенное нарушение норм конституции РФ.

Но, в частности, для таких организаций, как наша, есть и позитивные моменты в законодательстве. Например, одно из них дает нам право выбирать: работать с потребителем или нет, в отличие от гарантирующего поставщика, который в силу закона обязан заключить договор купли-продажи (поставки э/э) с любым, кто к нему обратится. То есть мы вольны в выборе потребителей. У вас есть возможность участия в законотворческой деятельности?

На самом деле такая возможность есть практически у каждого, кто отвечает требованиям, изложенным в постановлении правительства №195 от 05.03.2009 г., и получил свидетельство об аккредитации (юридического или физического лица) в качестве независимого эксперта, уполномоченного на проведение экспертизы проектов нормативно-правовых актов на коррупциогенность. Такая экспертиза проводится в отношении указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ и др. Мы готовимся к получению такого свидетельства, и я думаю, в ближайшее время будем активно участвовать в этом процессе.

АЛЬТЕРНАТИВЫ

Как вы относитесь к развитию малой генерации? Способна ли она сделать весомый вклад в энергетическую безопасность?

я «за» малую генерацию, это интересная отрасль, ее нужно всячески поднимать и стимулировать, в том числе и на законодательном уровне. Мы тоже частично коснулись этого направления, но на сегодняшний день эти проекты для частного инвестора дороговаты – порядка 700-800 млн. рублей мощностью установки от 1,1 МВт до 19,1 МВт. если бы были приняты законодательные решения по налогообложению – предоставлению льгот, это стало бы хорошим стимулом к размещению вложений в малую генерацию. купил оборудование – получи налоговую льготу. Если говорить об инвесторах, какие люди сегодня нужны энергетике?

Энергетическому комплексу нужны хозяйственники, готовые создавать долгосрочные проекты и развивать их, а не те, кто приходит за мгновенной прибылью: сегодня вложил – завтра хочу получить прибыль.

ГЛАВНЫЙ ПРИНЦИП

В бизнесе сейчас важно: заработал сам – дай заработать другому. ООО «Симбирская энергосбытовая номинация» идет навстречу своим клиентам – коммерческим организациям. «СЭСНа» помогает строить и совершенствовать бизнес партнеров.